Как сделать работу НКО эффективной

Взаимодействие столичных НКО с органами власти пока не носит партнерский характер, но растет число организаций, готовых стать партнерами, отмечают эксперты

Эксперт
Ольга Шумбурова, советник по правовым вопросам директора Международного центра некоммерческого права в РФ; Ирина Казакова, начальник отдела по организационно-экономическому обеспечению социально значимых проектов и благотворительной деятельности Комитета общественных связей города Москвы; Дарья Милославская, председатель Совета Некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество»; Зоя Давыдова, налоговый консультант Некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество»; Надежда Кузнецова, юрист-консульт Московского дома общественных организаций

Законодательных основ для взаимодействия НКО и органов власти достаточно, однако отношения пока не строятся на принципе диалога, отмечают участники круглого стола, прошедшего в Общественной палате РФ.

Эксперты считают, что стимулом к развитию взаимодействия власти с некоммерческими организациями стали изменения, произошедшие в 2010 году, когда были определены формы поддержки СО НКО: субсидии, имущественная, консультационная поддержка, поддержка в сфере образования и повышения квалификации сотрудников НКО.

Идеальной формой взаимодействия участники круглого стола называют партнерские отношения, когда НКО оказывают и продвигают социальные услуги, а власть их в этом поддерживает. Но пока этого нет, хотя появляются организации, готовые стать партнерами органов власти.

«Появилось больше сильных организаций, которые действительно могут выступать партнерами, а не просителями, могут оказывать социальные услуги на хорошем уровне», — говорит Ирина Казакова, начальник отдела по организационно-экономическому обеспечению социально значимых проектов и благотворительной деятельности Комитета общественных связей города Москвы. С ней согласны и представители некоммерческой сферы. «Действительно, сейчас достаточно большое число сильных организаций, которые готовы с пониманием относиться к органам власти, местному самоуправлению, идти на компромиссы для достижения эффективных результатов», – отметила Ольга Шумбурова, советник по правовым вопросам директора Международного центра некоммерческого права в РФ.

По словам члена Общественной палаты РФ Дарьи Милославской, есть три «поля» взаимодействия между властью и третьим сектором: будущие законы о социальном обслуживании и общественном контроле и правоприменение действующего законодательства.

Говоря о взаимодействии НКО и власти, участники круглого стола остановились на имущественной поддержке благотворительных и некоммерческих организаций. В частности, речь шла о проблеме повышения арендной платы для московских НКО. После выборов мэра в сентябре целый ряд московских организаций получили уведомление о повышении арендной платы задним числом – с 1 января 2013 года, с требованием погасить задолженность за 9 месяцев. Как отмечает налоговый консультант НП «Юристы за гражданское общество» Зоя Давыдова, Департамент городского имущества города Москвы должен был уведомить НКО об увеличении ставок не менее, чем за месяц до корректировки. Поскольку постановление было принято 25 декабря 2012 года, это должно было произойти до 1 декабря прошлого года. Тем самым департамент создал задолженность НКО и нарушил условия договора аренды. Как полагает Надежда Кузнецова, юрист-консульт Московского дома общественных организаций, департамент получил распоряжение «увеличить поступления в казну, и все под гребенку были подстрижены». Кроме того, как считает эксперт, зачастую НКО расценивают как коммерсантов. «Главная задача юристов – структурировать правовые пробелы и показать содержательную часть деятельности НКО в цифрах. Стольким людям они оказали помощь, какую работу провели. Эту содержательную часть необходимо показывать всем власть имущим, какой огромный потенциал у НКО и что их нельзя рассматривать с точки зрения бизнеса, это особая структура», – подчеркнула юрист-консульт.

Автор: Юлия Вяткина

Источник: Агентство социальной информации