Как сделать работу НКО эффективной

Елена Тополева-Солдунова: Население готово платить за услуги НКО

Эксперт
Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации

Я хотела бы вам представить коротко результаты исследования, которое совсем недавно провело наше Агентство социальной информации в сотрудничестве с исследовательской группой «Циркон». Мы в том числе хотели посмотреть, насколько НКО готовы к тому, чтобы оказывать социальные услуги, какие они видят барьеры и какие условия им нужны.

Базовая гипотеза у нас была такая, что НКО в целом еще не очень готовы выступить наравне с государством и с бизнесом на рынке социальных услуг. И наша гипотеза этим исследованием была опровергнута. Особенно в той части, которая касается внутренней готовности самих НКО такие услуги оказывать. Подавляющая часть НКО говорит, что они хотели бы поучаствовать в системе предоставления социальных услуг: на этот вопрос 46% опрошенных отвечают «Определенно да» и 37% — «Скорее да». Более того, многие говорили, что уже у них есть такой опыт.

Также мы спрашивали, какой механизм они бы предпочли, чтобы быть задействованными в сфере социальных услуг. Предпочтительными вариантами они считают, когда заинтересованный потребитель социальных услуг обращается непосредственно к НКО как к поставщику услуг (46%), либо государственные и муниципальные структуры выдают поставщику заказ на социальное обслуживание конкретных лиц, территорий или организаций (21%). Не столь популярен был ответ, который предполагал, что поставщик самостоятельно выявляет заинтересованных потребителей (12%).

По поводу препятствий. НКО видят их достаточно много, прежде всего, связанных с нехваткой человеческих ресурсов в их организации и некой нестабильностью работы. Они боятся, например, расширять свою организацию, потому что источники финансирования нестабильны.

Сравнивая себя с другими поставщиками социальных услуг, НКО сказали, что по сравнению с государственными муниципальными структурами они отличаются большей адаптивностью и гибкостью (48% — «Полностью согласен» и 35% — «Скорее согласен») и лучше понимают потребности людей (47% и 40%), а в отличие от бизнеса не стремятся зарабатывать на этих услугах и не испытывают нужды экономить на качестве (39% и 36%). Насколько они могут гарантировать качество — тоже скорее положительно отвечают на этот вопрос, но не так уверено (27% и 47% в сравнении с государственными и муниципальными учреждениями, 22% и 40% — с коммерческими).

Недавно я была на большой конференции в Сибири, посвященной выходу НКО на рынок социальных услуг. Очень интересное исследование провели в Барнауле, где опрашивали прежде всего не поставщиков, а потребителей услуг. В некоторых сферах оказалось, на удивление, что люди уже прибегают в основном к НКО как к поставщикам услуг — например, это семьи с детьми-инвалидами. Спросили их: «А почему вы обращаетесь к НКО?» И они ответили: «А потому что они неравнодушны, потому что они вникают в наши проблемы и делают это не механически, как государство, а более индивидуальным подходом». То есть совпадает, что НКО предлагает, и то, что ждут потребители.

Но что касается ожиданий НКО, которые надеются, что государство их сведет с поставщиками, тут надо задуматься. Потребители услуг говорят, что они уже готовы обращаться к НКО — получается, что НКО помимо государства может запросто предложить услуги напрямую. И вовсе не обязательно ждать, как сейчас это делает 63%, когда государство к ним обратится.

Интересно, что еще опрос показал: население готово платить за эти услуги, даже пожилые люди с, казалось бы, не таким высоким достатком — у них большая неудовлетворенная потребность.

Есть готовность с обеих сторон, остается только действовать.

Источник: Газета «Ведомости»