Как сделать работу НКО эффективной

Спасибо, «Федерация»

Мария Черток. Директор CAF Россия

Подводя итоги очередной истории с фондом «Федерация», нельзя не отметить, что по факту фонд делает ровно то, что обещал – привлекает внимание к теме благотворительности. И делает это, пожалуй, не менее эффективно, чем самые уважаемые участники благотворительного сообщества – вызывая возмущение, гнев, даже шок.

В истории с фондом «Федерация» есть как минимум два аспекта. Первый – конспирологический, и именно о нем в первую очередь ведутся многочисленные дискуссии в прессе и в блогах. Кто стоит за деятельностью фонда? Получают ли западные звезды гонорары и в курсе ли они неоднозначной репутации своего нанимателя? Откуда у фонда такой поражающий воображение административный ресурс? Крадут ли они, в конце концов, деньги??? Благодаря стараниям журналистов некоторые из этих вопросов получили в последние дни ответы, которые не имеет смысл воспроизводить в этом блоге.

Для меня, как и многих моих коллег по благотворительному сообществу, основной проблемой происходящего является совсем не конспирологическая сторона. Меня беспокоит то, что в результате затянувшегося скандала вокруг фонда «Федерация» будет происходить с репутацией благотворительной деятельности и многих достойных и добросовестных благотворительных организаций, стремящихся построить отношения доверия с российским обществом и, нечего этого стесняться, увеличивать объемы частных и корпоративных пожертвований на помощь своим благополучателям.

В отличие от этих организаций, фонд «Федерация», видимо, в доверии не нуждается, ему нужна исключительно реклама. Иначе его руководители обратили бы внимание на некоторые крайне важные для этичной благотворительной акции моменты. Например, фонд должен нести полную ответственность за судьбу собранных средств и контролировать их целевое использование, а значит, для начала аккумулировать их на своем расчетном счете, а потом по договору передавать конечным получателям. Параллельно необходимо отчитаться донорам и обществу в целом (особенно при такой массированной рекламе) о том, сколько было собрано средств и на что они были потрачены. Даже недавно открытый сайт фонда совсем ничего не сообщает о концертах в прошедшие выходные и собранных суммах, хотя для этого не потребовались бы суммы, даже близкие к расходам на рекламу. Это как минимум, но даже этот минимум оказался совершенно недоступен фонду «Федерация». Зато ему доступна так скудно обычно выделяемая Правительством Москвы квота на социальную рекламу и прочие блага вроде ФСО и перекрытия улиц Москвы.

А поэтому, мне кажется, благотворительному сообществу не стоит сильно волноваться из-за фонда «Федерация». Потому что эта история – вообще не про благотворительность. Она больше напоминает этакий масштабный корпоратив или частную вечеринку с дорогими приглашенными звездами, которая почему-то решила притвориться благотворительным мероприятием и сообщить об этом всем живущим в городе Москве и за его пределами. Может быть, звезды и правда приехали бесплатно? То есть такое притворство было нужно, чтобы сэкономить на гонорарах?

А если серьезно, декабрьский парадный выход с премьером никак не сказался на участии граждан в нормальной благотворительности. Наоборот, благодаря стараниям господина Киселева и Ко мы сегодня имеем возможность обсуждать на самых популярных медийных площадках вопросы этики благотворительности, и это всем интересно! Да, нашему далекому от благотворительности обывателю свойственно одновременно умиление теми, кто «делает добрые дела», и врожденное недоверие к благотворительным фондам. Хорошо бы на этом примере «от противного» наше общество научилось отличать благотворительные зерна от мошеннических плевел.

Источник: «Эхо Москвы»