Как сделать работу НКО эффективной

Сценарий социальной модернизации

Для обновления программы развития России «Стратегия-2020» по поручению Правительства РФ были созданы экспертные группы, которые до конца года должны подготовить посткризисную модель роста экономики. И не только подготовить, но и обсудить с представителями общественности. Одна из таких групп — «Развитие общественных институтов» — призвана, как следует из ее названия, разработать стратегические направления развития этих общественных институтов, под которыми понимаются, прежде всего, НКО и неформальные практики самоорганизации граждан. 15 июля в стенах Общественной палаты РФ члены группы поделились с коллегами — представителями некоммерческого сектора своими разработками. Организаторами встречи выступили Комиссия ОП РФ по развитию благотворительности и волонтерства, Агентство социальной информации и экспертная группа «Развитие общественных институтов». Вниманию слушателей был предложен перечень конкретных мер как на ближайшие годы, так и на долгосрочную перспективу.

Соруководитель экспертной группы, член ОП РФ и директор Агентства социальной информации Елена Тополева проинформировала коллег о задачах группы, области деятельности, подходах и рассматриваемых сценариях стратегии. Обрисовав несколько вероятных негативных сценариев взаимодействия общественности и органов власти, она отметила, что экспертная группа решила не заниматься детальным прописыванием действий по нежелательным вариантам развития. «Мы описывали детали позитивного партнерского сценария, — отметила Е. Тополева. — Считаем, что на нынешнем этапе общественные институты не настолько сильно развиты, чтобы полностью обойтись без государственной поддержки и влияния». Для реализации этого сценария необходимо принять ряд законов, правда, относительно некоторых из них среди экспертов до сих ведутся споры. Меньше всего расхождений по законопроекту об общественном (гражданском) контроле. Соруководитель экспертной группы, советник Президента РФ и председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов посетовал на то, что работу пришлось начинать с концепции проекта закона «Об общественном (гражданском) контроле в Российской Федерации». «Нужна не концепция, а доктрина, — подчеркнул докладчик. – Проект закона о гражданском контроле, как он был задуман, должен стать структурообразующим, рамочным законом. Законом, который создает новую отрасль законодательства». Закон о гражданском контроле должен вобрать в себя основные положения, на которых потом будут базироваться другие «общественные» законы. Рассказывая о концепции законопроекта, М. Федотов отметил, что гражданский контроль – не только функция НКО, в ней могут участвовать и отдельные граждане, и группы людей. Поэтому нельзя в службе общественного контроля создавать вертикальную иерархию, следует выстраивать общественную горизонталь. «Пока это еще очень сырая конструкция, — признался Федотов. — Но мы нащупали нечто, что может дать очень хороший результат, поэтому важно сделать хорошую доктрину». Член Общественной палаты РФ, председатель правления региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка» Борис Альтшулер уверен, что еще один «декларативный» закон никому не нужен. В документе должна быть прописана процедура абсолютной независимости общественных контролеров. Например, наложен запрет на участие губернаторов и других представителей исполнительной власти в формировании «контролерских групп». Член Общественного совета города Москвы Нодар Хананашвили заявил, что в представленной концепции законопроекта не сформулированы цели и не определено место общественного контроля в системе управления. Не прописан и принцип максимальной прозрачности и открытости, без которого технологии контроля «просто не может быть». Исполнительный директор Московской Хельсинкской группы Нина Таганкина отметила тенденцию активного вытеснения из общественных комиссий правозащитников, «замены их зависимыми от государства людьми» и призвала экспертов ускорить работу над законопроектом: «Закон об общественном контроле очень нужен». Руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин поделился видением повышения конструктивной социальной активности населения. Поскольку общественный сектор слаб и «маловлиятелен», главная задача на ближайшее время для него – «массированное накачивание ресурсами». Речь идет о совокупности ресурсов: правовом, информационном, репутационном и, самое главное, человеческом ресурсе, об общественной поддержке и социальной активности. Например, общественный контроль – это наращивание политических ресурсов, доступ НКО к рынку социальных услуг – наращивание экономических ресурсов. «Когда мы говорим о наращивании этих ресурсов, конкретные меры очевидны (принятие законов, изменение правовых условий) и роль государства здесь понятна, — заявил докладчик. — Однако когда речь идет о наращивании человеческого ресурса, социальная активность законами не прирастает. И это самое узкое место концепции». Тем не менее, государство может помочь информационно-пропагандистской поддержкой социальной активности, развитием благотворительности и добровольчества, расширением сети социально-профессиональных объединений, защитой прав потребителей и наемных работников, развитием социальных центров социальных инноваций, закреплением социального статуса общественника-активиста. Директор российского филиала Международного центра некоммерческого права Дарья Милославская полагает, что основная проблема – не отсутствие законов, а плохая правоприменительная практика, поэтому важно ее изменить. Что же касается новых законов, то, например, предлагаемый группой закон, предусматривающий возможность уплаты 1% НДФЛ в пользу благотворительных организаций, который применяется в европейских странах, влечет за собой декларирование доходов всего населения страны. «Не думаю, что сейчас это для нас применимо, вряд ли стоит так менять налоговую систему», — подчеркнула Д. Милославская. По ее словам, группа также работает над законопроектами об общественной экспертизе, добровольческой и волонтерской деятельности, общественном телевидении, социальном, а также над поправками в некоторые федеральные законы, Налоговый и Гражданский кодексы. Консультант Фонда Ч.С. Мотта Вячеслав Бахмин, сделав обзор ресурсов общественных институтов для социально-экономического развития страны, отметил, что не первый раз представители НКО формулируют «замечательные предложения», необходимые для развития гражданского общества. И не первый раз власть, в лучшем случае, принимает лишь отдельные части этих предложений. По его мнению, власть не понимает, что гражданская активность — ключевой ресурс для развития страны. «Главная развилка» состоит в следующем — либо власть будет реализовывать сценарий, подобный предлагаемому экспертной группой, либо страна останется в нынешнем состоянии. «Наша задача – убедить ту часть власти, которая действительно заинтересована в развитии страны, в правильности такого подхода», – подчеркнул докладчик. В заключение встречи ответственный секретарь группы и менеджер Агентства социальной информации Ольга Дроздова рассказала о дальнейших шагах разработчиков, информацию о которых можно найти на сайте 2020strategy.ru в разделе «Экспертная группа «Развитие общественных институтов».

Геннадий Шалаев