Как сделать работу НКО эффективной

О критериях выделения лучших практик (на примере благотворительности)

Понимание лучшей практики пришло из экономических наук, из организационной теории. Идею лучшей практики сформулировал Ф.Тейлор в 1914 году: «Среди всего многообразия методов и инструментов, используемых в каждый момент каждого процесса, всегда есть один метод и инструмент, который работает быстрее и лучше остальных». Другими словами, лучшая практика – передовой опыт – формализация и последующее тиражирование наиболее успешного практического опыта, который является эффективным и оптимальным способом достижения целей, вне четкой привязки к локальному контексту или конкретным условиям. Распространение лучших практик позволяет внедрять положительный опыт. Возможность тиражирования лучших практик является одним из ключевых критериев эффективности любой социальной технологии.

В реализации благотворительной деятельности и в деятельности некоммерческих организаций лучшими практиками являются способы наиболее эффективной благотворительности. Определяющими в передовом опыте являются следующие факторы:

· адекватность практик российскому контексту (прямой перевод западного опыта часто демонстрирует невысокую состоятельность);

· понятность и адекватность способа достижения цели всем целевым группам;

· наличие межсекторного партнерства;

· возможность тиражирования практик различными субъектами благотворительности.

Необходимо внести дополнение в понимание тиражируемости практики. В данном случае требованием является определенная степень независимости практики от конкретной личности инициатора, специфики организации. Другими словами, тиражирование подразумевает возможность повторения технологии в отличных от первоначальных условиях, но не создание собственной новой технологии на основании идеи уже существующей практики.

В международной исследовательской практике определения и понимания логики лучших практик достаточно авторитетна позиция Питера Фрумкина – широко известного американского исследователя и теоретика в области филантропии, некоммерческого менеджмента и менеджмента корпоративной благотворительности. С его позиции лучшими практиками является реализация стратегической благотворительности (донорами и НКО). Эффективность которой не ограничивается оценкой управления, но речь идет о достигаемом социальном результате, его устойчивости и масштабе, о возможностях использовать полученный опыт при дальнейшем осуществлении благотворительности.

По мнению П. Фрумкина, в основе идеи стратегической филантропии и, следовательно, лучших практик, лежат пять элементов-вопросов, на которые необходимо ответить перед началом реализации благотворительных программ:

— необходимо определиться с ценностями – что является ценным для донора и для сообщества, куда он планирует направлять благотворительные средства;

— тип и масштаб программы деятельности – какие типы благотворительности дадут наилучший результат в данном сообществе;

— выбор посредников и организаций, с помощью которых будет реализовываться благотворительная деятельность;

— необходимо определиться со стилем благотворительности и уровнем непосредственного вовлечения самого донора в процесс;

—  вопрос о временных границах благотворительности, когда необходимо начинать программу, когда социальный контекст наиболее благоприятен и сформировано точное понимание социальной потребности.

В идеальной ситуации, при построении стратегии благотворительности в соответствии с обозначенными элементами деятельность будет максимизировать не только общественную пользу, решать социальные проблемы территории, но и полностью соответствовать личностным моральным потребностям донора.

http://grans.hse.ru/ (Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ).