Как сделать работу НКО эффективной

Системный подход в оценке программ

Наталья Кошелева

Компания «Процесс Консалтинг», МоскваРоссия

В 2007 году, когда я впервые была на конференции Американской ассоциации оценки (ААО), я сделала неожиданное открытие: в оценке программ системный подход только начинает применяться. До этого момента я была убеждена, что оценка строится на системном подходе: исходя из того, что «оценка программ – это систематический сбор информации о деятельности…» В моей первой профессиональной «жизни» — когда я училась и работала на Географическом факультете МГУ – системный подход использовался по умолчанию. В естествознании он начал применяться в конце 19 – начале 20 века, и современная российская география в значительной мере построена именно на нем. И даже многие понятия диалектического материализма в аспирантском курсе философии для географов «переписаны» системным языком. Во второй профессиональной «жизни» я занималась программным менеджментом и организационным развитием, и в этих областях системный подход также используется достаточно широко и давно, с середины 20 века. Моя нынешняя, третья по счету, профессиональная «жизнь» связана с оценкой программ. В этой области системный подход только начинает применяться. Вероятно, в обозримом будущем он и здесь станет общеупотребительным: например, один из ведущих американских специалистов по оценке Майкл Пэттон считает, что интерес и фактические использование системного подхода в оценке в ближайшие годы будут расти. Я при проведении оценки системный подход использую постоянно: каждый раз делаю для себя описание оцениваемой программы как системы. В отчет это описание попадает редко, но, на мой взгляд, очень помогает в работе. В настоящей статье я хочу поделиться этим опытом. Но так как системный подход только начинает внедряться в оценку, думаю, будет полезно начать с краткого обзора его основных положений.

Краткий обзор теоретических основ системного подхода

Основные определения и принципы

Большая советская энциклопедия определяет системный подход как направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. А система, в свою очередь, — это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. В системном подходе есть ряд основополагающих принципов. Принцип целостности подразумевает, что свойства системы больше простой суммы свойств ее элементов. Принцип структурности говорит, что систему можно описать, если установить ее структуру, то есть сеть связей и взаимоотношений между элементами, а также что поведение системы обусловлено поведением ее отдельных элементов и свойствами ее структуры. Согласно принципу взаимозависимости системы и среды, свойства системы формируются и проявляются в процессе взаимодействия с внешней средой, при этом сама система является ведущим активным компонентом взаимодействия. Принцип иерархичности состоит в том, что каждый элемент системы также можно рассматриваться как систему, а каждая рассматриваемая система представляет собой один из элементов более широкой системы. Наконец, принцип множественности описания каждой системы указывает, что невозможно построить одну модель, которая бы исчерпывающе описывала рассматриваемую систему, поэтому нужно построить множество различных моделей, каждая из которых описывает определенный аспект (строну) системы. Как эти принципы работают на практике? Мне очень нравится иллюстрация, которую использует Майкл Пэттон, — системная интерпретация истории про слепых и слона. Есть старая суфийская притча. Давным-давно существовал город, все жители которого были слепыми. Однажды рядом с этим городом расположилось лагерем войско, в котором был огромный боевой слон, прославившийся во многих битвах. Жителям города захотелось узнать, что такое слон. И они отрядили в лагерь троих уважаемых мудрецов. Придя в лагерь, посланцы ощупали слона: один – за ухо, другой – за хобот, третий – за ногу. И первый решил, что слон – это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер. Второй – что слон похож на гибкую трубу, третий – на ствол дерева. Традиционно эту притчу используют, когда хотят подчеркнуть, что объект исследования нужно рассматривать всесторонне, не ограничиваясь какой-то одной его частью. С точки зрения системного подхода этого недостаточно, потому что слон — это больше, чем просто сумма ног, ушей и хобота (принцип целостности). Нужно будет выяснить, какие функции выполняют ноги, уши и хобот (принцип структурности), понаблюдать, как этот боевой слон ведет себя в лагере, во время переходов и в пылу боя, а также расспросить погонщиков об истории жизни слона, например, откуда у него такие шрамы на ногах (принцип взаимозависимости системы и среды). Важно понимать, что внутри слона есть множество систем: опорно-двигательная (кости и мышцы), нервная, кровеносная, пищеварительная и т.д. При этом слон являются частью, например, такой системы, как армия, а армия – частью системы «государство» (принцип иерархичности).

Полностью с текстом статьи можно ознакомиться на сате компании «Процесс Консалтинг»по адресу:http://processconsulting.ru/img/all/7_Kosheleva_System_thinking_2010.pdf