Как сделать работу НКО эффективной

Некоторые аспекты законодательства зарубежных стран о благотворительной деятельности

Для анализа норм действующего российского законодательства о благотворительности и путей его совершенствования необходимым является анализ законодательства о благотворительности зарубежных стран. Изучение иностранного законодательства способствует более глубокому пониманию вопросов, связанных с благотворительной деятельностью, так как знание того, каким образом в других государствах решаются проблемы, с которыми мы в настоящий момент сталкиваемся, поможет найти оптимальное решение. В данной статье дан краткий обзор норм иностранного законодательства, связанных с наиболее важными аспектами деятельности благотворительных организаций, – создание и государственная регистрация, налоговые льготы, ликвидация, вопросы добровольного саморегулирования благотворительных организаций.

 

Понятие благотворительной организации. Вопросы ее создания и государственной регистрации

По законодательству практически всех стран благотворительные организации могут быть созданы только в форме некоммерческих организаций, т.е. организаций, не имеющих своей основной целью извлечение прибыли, не распределяющих полученные средства между участниками организации. Понятие «благотворительная организация» также трактуется единообразно – это негосударственная некоммерческая организация, осуществляющая благотворительную деятельность, т.е. деятельность, осуществляемую бескорыстно и направленную на достижение социально значимых целей[i].

Законодательство некоторых стран вообще не требует регистрации благотворительных организаций. Например, Гражданский кодекс Швейцарии устанавливает, что «те ассоциации и фонды, которые под­падают под действие публичного права, общества, которые не имеют производственной цели, а также религиозные и семейные фонды освобождаются от обязанности прохож­дения регистрации. Ассоциации, которые имеют политическую, религиозную, артис­тическую, благотворительную, социальную или любую другую, чем производственную цель, приобретают статус юридического лица, как только они укажут в своем уставе на­мерение существовать как юридическое лицо»[ii]. Тем не менее, обязанность регистрироваться возникает, если благотворительная организация осуществляет какой-либо коммерческий проект.

В большинстве стран благотворительные организации имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, доходы от которой могут направляться только на благотворительные цели, однако при этом на них накладываются определенные ограничения. Так, в Англии и Уэльсе благотворительная организация может участвовать в торго­вой или предпринимательской деятельности только через специально созданную дочернюю компанию[iii].

 

Налоговые льготы для благотворительных организаций

Благотворительная деятельность традиционно связана с правом на получение налоговых льгот, предназначенных как для упрощения деятельности благотворительных организаций, так и для стимулирования доноров. При этом в законодательстве США, например, предусмотрено право выбора некоммерческой организации либо обратиться с заявлением о предоставлении налоговых льгот, либо не делать этого и тем самым избавить себя от проверок налоговых органов. Такое право выбора рассматривается как средство избежать давления со стороны государства на «непопулярные» общественные организации[iv].

Налоговые льготы, как правило, подразумевают освобождение благотворительных организаций от налогов на доходы и налога на добавленную стоимость. Иногда в этот перечень включается также налог на имущество организации. Другой вид льгот – предоставление налоговых вычетов лицам, сделавшим благотворительные пожертвования.

В некоторых странах налогообложению не подлежат доходы, полученные некоммерческими организациями от инвестирования имущества, причем инвестировать имущество некоммерческая организация может как самостоятельно, так и через эндаумент-фонды.

В качестве альтернативы налоговым льготам может быть предусмотрена схема по возврату налогов[v].

В законодательстве некоторых стран вместо налоговых вычетов применяются налоговые кредиты. Различие между налоговым вычетом и налоговым кредитом имеет принципиальное значение в налоговой системе с прогрессивной шкалой ставок налога. Налоговый кредит снижает сумму налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, в то время как налоговый вычет умень­шает сумму дохода, облагаемого налогом (налогооблагаемого дохода). Там, где применяются прогрессивные ставки налога, налоговые выче­ты более выгодны для налогоплательщиков с высоким уровнем дохода, которые платят подоходный налог по более высокой ставке. Налого­вые кредиты предоставляют каждому налогоплательщику одинаковые льготы за одинаковые суммы пожертвований, поэтому с точки зрения налоговой политики эта льгота является более справедливой. Однако в большинстве стран, где налоговые системы используют прогрессивную ставку налога, предпочтение все же отдается налоговым вычетам, а не налоговым кредитам. По данным Международного центра некоммерческого права, статис­тические данные свидетельствуют о том, что физические лица с более низким доходом обычно делают пожертвования гражданским организациям, не придавая особого значения тому, какие налоговые льготы они могут при этом получить. С другой стороны, считается, что налогоплательщики с высоким уровнем дохода очень чувствительны к налоговым ставкам, поэтому система налоговых вычетов, в отличие от системы налоговых кредитов, привлекает и сти­мулирует богатых доноров (благотворителей) делать больше пожертво­ваний, а также делать крупные пожертвования[vi].

 

Сделки с заинтересованностью

Законодательство США содержит подробную регламентацию «сделок с излишней выгодой» (российский аналог – «сделки с заинтересованностью»). Так, любое должностное лицо благотворительной организации, член органа правления, донор не вправе заключать с этой организацией сделки по продаже, мене или аренде, предоставлению денежного займа, извлечению выгоды таким лицом из дохода или активов благотворительной организации. В качестве санкции за нарушение этих норм применяется увеличение ставки соответствующего налога в два раза. Запрещается заключение соглашения о совершении каких-либо платежей или передаче имущества государственному должностному лицу. Сделки «с излишней выгодой» вклю­чают также выплату чрезмерно высоких зарплат работникам благотворительных организаций[vii].

 

Саморегулирование благотворительных организаций

Заслуживает внимания развитая в США практика принятия благотворительными организациями так называемых актов добровольного саморегулирования, содержащих более высокие стандарты управления и деятельности по сравнению с законодательными нормами. Так, Ассоциацией некоммерческих организаций штата Мэриленд принят модельный ко­декс этического поведения, который называется «Стандарты профессионального совер­шенства: Кодекс этики и отчетности для некоммерческого сектора»[viii]. Кодекс включает рекомендации общего характера («Восемь руководящих принципов»), а также практические рекомендации («Пятьдесят пять стандартов»). Один из таких стандартов касается заявлений о конфликте интересов: «Некоммерческие организа­ции должны давать членам правления, персоналу и волонтерам форму заявления о конф­ликте интересов, которое суммирует основные пункты положения о конфликте интересов организации. Заявление о конфликте интересов должно предоставлять члену правления, работнику или волонтеру возможность сообщать о любом известном ему случае финан­совой заинтересованности, которую имеет физическое лицо или член его семьи в любом коммерческом предприятии, связанном с организацией. Форма заявления должна даваться члену правления, персоналу и волонтерам, и подписываться ими, как во время вхождения в организацию, так и по истечении по крайне мере года после этого». Несмотря на то, что подобные нормы отсутствуют в законодательных актах, члены Ассоциации некоммерческих организаций штата Мэриленд обязаны соответствовать указанным нормам. Другие примеры актов добровольного регулирования – «Принципы и практика профессионального совершенства некоммерческих организаций Совета Штата Миннесота по некоммер­ческим организациям»[ix]; Стандарты частных добровольных организаций[x].

 

Ликвидация благотворительной организации

Законами некоторых стран предусмотрены особенности ликвидации благотворительных организаций. Так, в соответствии с японским Законом о развитии некоммерческой деятельности, устав благотворительной организации должен предус­матривать основания для ее роспуска. Любое оставшееся после ликвидации имущество должно передаваться другой благотворительной организации, определенной в уставе. Если в уставе нет такого положения, ликвидатор может по согласованию с соответствующим государственным органом, осуществляющим надзор за этой организацией, передать это имущество другой благотворительной организации или национальному правительству[xi].

Для анализа российского законодательства о благотворительной деятельности и благотворительных организациях и целесообразности внесения в него изменений следует обратить внимание на рекомендации, разработанные экспертами некоммерческих организаций Европы и США, например, Руководство Международного центра некоммерческого права по разработке и применению законов, регулирующих деятельность гражданских организаций (на русском языке)[xii], «Типовые положения для законов об общественно полезных организациях», разработанные группой экспертов ICNL в Центральной и Восточной Европе (Model Provisions for Laws Affecting Public Benefit Organizations: Law on Public Benefits Organizations)[xiii]; European Foundation Centre, Model Law for Public Benefit Foundations in Europe[xiv].


[i] См., напр.: New York Code of Rules and Regulations, Chapter V Charitable Uses and Purposes, статья 90.2.
[ii] «Schweizerisches Zivilgesetzbuch», книга I, раздел II, Глава I, Статья 52 (2).
[iii] Charity Commission 35 on Trading by Charities, http://www.charity-commission.gov.uk/publications/cc35.asp.
[iv] United States Code, § 501 (с) (3) & 501 (с) (4) (2000).
[v] Как это практикуется, например, в Великобритании, см.: Paul Bater, Evaluating Incentives for Donations to Public Benefit Оrganizations, http://www.icnl.org/journal/vol3iss2/ar_bater.htm).
[vi] См.: Руководство Международного центра некоммерческого права по разработке и применению законов, регулирующих деятельность гражданских организаций, http://www.icnl.org/knowledge/library/index.php).
[vii] 26 United States Code, § 4958 (2000).
[viii] Опубликовано на http://www.mdnonprofit.org/ethics_initiative.htm.
[ix] Principles and Practices for Nonprofit Excellence, http://www.mncn.org/info_principles.htm.
[x] Private Voluntary Organizations Standards, http://www.interaction.org/document/interaction-pvo-standards.
[xi] Статья 32 Закона о развитии некоммерческой деятельности от 25 марта 1998 года, http://www.jcie.or.jp/civilnet/monitor/5.pdf).
[xii] Опубликовано на http://www.icnl.org/knowledge/library/index.php
[xiii] Опубликовано на http://www.icnl.org/knowledge/news/2006/04-11_CEE_Evaluation.pdf

[xiv] Опубликовано на http://www.efc.be/ftp/public/EU/LegalTF/model_law.pdf