Как сделать работу НКО эффективной

Cистема координат и первые векторы

Центральное событие последнего месяца – это попытка найти общую платформу для действий гражданского общества, документ «НКО-координаты. Основные принципы деятельности некоммерческих организаций в РФ», который теперь открыт для присоединения и поддержки. Конечно, создать общую платформу, которая в полной мере удовлетворит все существующие НКО, практически невозможно. И «НКО-координаты» оставят недовольных – тех, кто под документом никогда не подпишется. Одни скажут, что он пропагандирует неприемлемые идеи, другие будут говорить, что он слишком общий.

В том-то и вопрос, есть ли достаточно большое количество организаций, которые на некие общие принципы реагируют одинаково: «да, конечно, по-другому и быть не может». Именно на этот вопрос создатели документа и попытались найти ответ. Для чего?

Во-первых, для того чтобы понять: существует ли вообще сообщество «третий сектор», или мы говорим о третьем секторе лишь условно, он настолько разный, что его в принципе объединить нельзя. Это броуновское движение, или в нем есть некий вектор? Такой вектор авторы документа попытались нащупать, охарактеризовав основных адресатов документа как «организации, обслуживающие общественные интересы». Эти слова и формируют силовое поле, в котором хаотичное движение вдруг становится более осознанным, с некой общей линией и общим пониманием главных целей.

Во-вторых — для того чтобы дать основу для развития процесса саморегулирования гражданского общества, осознания рамок и правил своей деятельности. Этот процесс всегда очень сложный, и если нет некоторой мотивации, обусловленной воздействием, давлением извне, он не начнется. У нас такое воздействие оказало, прежде всего, новое законодательство об НКО, освоение государством гражданского пространства. Какая-то реакция гражданского общества на это была неизбежна. Важно, чтобы она была упорядоченной, осознанной и полезной для самого гражданского общества. Одна из таких реакций – попытка выработать инструменты саморегулирования – свидетельствует о том, что мы сами понимаем, кто мы есть и в каких рамках должны работать. Дайте нам возможность самим выработать эти нормы, и не надо ничего навязывать извне.

Оценивая инициативу по созданию «НКО-координат», я могу констатировать, что она состоялась. И я бы уже на нынешнем этапе назвал ее успешной — хотя бы потому, что процесс вовлечения организаций в создание этого документа, дискуссии вокруг него, попытки понять, кто мы и куда нам дальше двигаться, уже чрезвычайно полезное дело, весомый результат. Даже если завтра об этом документе все забудут, сам процесс многим НКО, которые принимали в нем участие, уже много чего дал.

У меня нет сомнений в том, что количество организаций, которые в итоге подпишутся под «НКО-координатами», будет довольно значительным. Не думаю, что это будет большинство НКО, но не потому, что большинство не разделяет эти принципы, а по ряду чисто технических причин – кто-то об этом не узнает, кто-то узнает, но поленится зайти на сайт и поставить там свою подпись. Но то, что документ существует в информационном пространстве, относящемся к гражданскому обществу, само по себе важный положительный фактор.

Что меня беспокоит? Наша обычная российская компанейщина. Когда все начинают присоединяться только потому, что другие тоже присоединяются. У меня такое ощущение, что это уже потихоньку происходит. Присоединившиеся «за компанию» не понимают, что это не просто хороший документ, но и внутренние обязательства, и они не только декларативные. В «Принципах» содержатся вполне конкретные положения, соблюдение которых при желании можно проверить, которые видны извне, поэтому просто присоединиться – мало, надо эти принципы применять на практике.

Очень важно, чтобы в ближайшее время появился документ, который поможет организации проверить, насколько она соответствует «НКО-координатам». Один из принципов, который я считаю главным, потому что все остальные без него не работают – это принцип самооценки эффективности (в документе – принцип самоконтроля). Хотя бы раз в год организации необходимо собираться и обсуждать: что мы сделали, верно ли мы работаем, куда нам развиваться, кто мы в этом пространстве и т.д. Тогда будет возникать вопрос: насколько мы ответственны перед сообществом, знаем ли мы то, что мы делам – устав, наши проекты, отчеты. Это чрезвычайно полезное упражнение – регулярные встречи по стратегическому планированию. Если хотя бы это будет происходить, то в значительной степени цель документа будет достигнута.

Я хотел бы подчеркнуть, что «НКО-координаты» изначально создавались не для наших внешних партнеров. Конечно, они все имелись в виду, но при разработке принципов мы старались от них абстрагироваться. Потому что если бы мы думали, как сделать так, чтобы «НКО-координаты» пришлись по вкусу тем-то и тем-то, это был бы другой документ. Мы сделали, что должны были, а на реакцию заинтересованных сторон посмотрим в дальнейшем. Я очень надеюсь, что разумная часть этих «сторон» отнесется к документу позитивно.

Об авторе

Вячеслав Иванович Бахмин родился 25 сентября 1947 года в городе Калинине (ныне Тверь). Участник правозащитного движения 1968-1985 годов. С 1966 по 1969 год учился в Московском физико-техническом институте, но был исключен после ареста за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Через 10 месяцев был освобожден по Указу Президиума Верховного Совета СССР о помиловании.
В 1974 году закончил Московский экономико-статистический институт. Работал программистом.
В 1977 году стал одним из основателей общественной Рабочей комиссии по расследованию использования психиатрии в политических целях.
С 1980 по 1984 год отбывал заключение за «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй».
С 1989 года – член Московской Хельсинкской группы.
В 1991-1995 годах возглавлял Департамент по международному гуманитарному и культурному сотрудничеству Министерства иностранных дел Российской Федерации.
В мае 1995 года стал исполнительным директором созданного в России Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). С 1997 года был исполнительным директором различных программных направлений фонда, а также директором по координации программной деятельности, отвечая за работу сети программных координаторов фонда в регионах России.
С 2004 года после прекращения работы Фонда Сороса в стране в течение двух лет был менеджером Программы по правам человека в Швейцарском посольстве, с этого же времени является консультантом Фонда Ч.С. Мотта.
С 1999 года член совета Форума Доноров, член экспертных комитетов и советов различных донорских благотворительных программ.
Автор книги «О фондах в России» (издательство «Логос», 2004).