Как сделать работу НКО эффективной

Конкурсы годовых отчетов как способ продвижения деятельности НКО в регионах

Что такое конкурс годовых отчетов НКО?

Ежегодная отчетность – это то, с чем сталкивается любая некоммерческая организация. Как правило, она носит обязательный характер. В частности, для зарегистрированных НКО существуют следующие виды обязательной годовой отчетности:

• налоговая отчетность – об исчислении и уплате налогов;

• отчетность НКО о своей деятельности в территориальные органы Министерства юстиции РФ;

• отчетность за целевое использование средств в соответствии с Уставом организации.

Однако есть еще один вид годовой отчетности. Он является необязательным, и каждая организация решает сама, делать его или не делать.

Это публичный годовой отчет о работе НКО, который организация готова предоставить любому заинтересованному лицу. Публичный годовой отчет может быть подготовлен на основе отчета о целевом использовании средств в соответствии с Уставом, но вполне возможен и другой формат. Важно только, чтобы информация в одном не противоречила другому.

О проведении конкурсов публичных годовых отчетов НКО и пойдет речь в данной статье.

 Конкурс состоит в выборе лучших годовых отчетов НКО среди определенных групп некоммерческих организаций (например, НКО с бюджетом менее 1 млн рублей, НКО, занимающиеся проблемами детей, НКО, впервые создавшие годовой отчет, и т.д.) по определенным критериям, которые прописаны в положении о конкурсе. При этом важно понимать, что в процессе конкурса эксперты оценивают состав и способ предоставления информации о деятельности организации в ее годовом отчете, а не ведут специальное исследование эффективности деятельности организации или правдивости/полноты представленной информации.

Сама публичность годовых отчетов НКО является гарантом честности организации, так как публикуемую в них информацию можно легко сопоставить с официальной отчетностью.

Конкурс может быть направлен на решение спектра задач, таких как:

• широкое внедрение в деятельностьНКО практики издания и распространения публичных годовых отчетов как одного из инструментов прозрачности и подотчетности перед обществом;

• распространение среди НКО лучших практик и стандартов публичной отчетности;

• привлечение внимания общества, органов власти и СМИ к деятельности некоммерческих организаций.

Немного истории

Впервые в России идея проведения конкурса годовых отчетов донорских организаций была реализована НПГО «Форум Доноров» в 2005 году. В 2006 году СПбБОО «Центр развития некоммерческих организаций» (далее Центр РНО) провел конкурс публичных годовых отчетов НКО в Санкт-Петербурге. А с 2007 года коалиция в составе Комиссии Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО, Форума Доноров, Центра РНО и Агентства социальной информации трижды проводила Всероссийский конкурс годовых отчетов донорских и некоммерческих организаций, реализующих благотворительные программы, «Точка отсчета».

Всего на конкурс «Точка отсчета» в 2009 году было подано 96 заявок от некоммерческих организаций из 15 регионов России (в 2008 году – 53 заявки, в 2007 году – 21 заявка). Наибольшее число заявок поступило из Санкт-Петербурга, Хабаровского края и Москвы. 24 организации –участницы конкурса впервые создали публичный годовой отчет о своей деятельности.

Кроме того, за период проведения конкурса «Точка отсчета» региональные конкурсы годовых отчетов НКО прошли в восьми субъектах Российской Федерации – Краснодарском, Красноярском, Пермском и Хабаровском краях, Архангельской, Кемеровской, Нижегородской областях и в Санкт-Петербурге.

Кто является организатором конкурсов и поддерживает их проведение?

Массовое появление в 2009 году региональных конкурсов годовых отчетов НКО показывает, что этот инструмент был по достоинству оценен как способ привлечения внимания к деятельности организаций третьего сектора на территории. Действительно, каждый годовой отчет НКО в цифрах и фактах показывает результаты ее деятельности, если обобщить данные годовых отчетов нескольких десятков НКО региона, можно датькартину вклада этих организаций в его социально-экономическое развитие. Собранные воедино отчеты НКО региона становятся привлекательным источником информации для местных властей и бизнес-структур.

Организаторами региональных конкурсов в основном стали ресурсные центры для НКО, коалиции некоммерческих организаций (Красноярский край) и даже управление Министерства юстиции (Кемеровская область). В большинстве регионов конкурсы получили поддержку местных органов власти (например, в Санкт-Петербурге конкурс поддерживает Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями) и/или региональных общественных палат и координационных советов по взаимодействию с НКО. Также во многих регионах конкурсы поддержали бизнес-структуры в качестве спонсоров полиграфической продукции, призов, мест проведения торжественных церемоний, хостинга сайтов и др.

Региональные конкурсы годовых отчетов – проблемы и решения

Главная проблема, с которой сталкиваются организаторы конкурсов годовых отчетов, – необходимость мотивации НКО к созданию публичных годовых отчетов и участию в конкурсе. С одной стороны, для организаций вроде бы очевидна польза от этих действий. Годовой отчет позволяет проанализировать собственную деятельность, регулярно отслеживать и оценивать происходящие в организации изменения, более четко планировать работу. Годовой отчет является хорошим подспорьем при поиске средств и новых партнеров, при освещении деятельности организации в СМИ, а победа в конкурсе способствует улучшению имиджа НКО. С другой стороны, создание качественного годового отчета является для организации очень затратным процессом, так как требует времени на сбор информации, ее анализ, оформление и распространение. В современной ситуации для многих НКО найти такой серьезный инфраструктурный ресурс очень непросто.

Соответственно организаторы конкурсов годовых отчетов должны создавать дополнительные стимулы для того, чтобымотивировать НКО к участию, сделать конкурс более привлекательным. Причем для многих организаций более действенны стимулы, которые дают какие-то преимущества на региональном уровне, чем на федеральном.

На одной из сессий конференции «Повышение доверия к некоммерческим организациям: российский контекст» 7–8 апреля 2010 года обсуждались решения, которые уже использовались организаторами региональных конкурсов годовых отчетов для повышения мотивации участников.

Первая группа решений связана с предоставлением возможности НКО – участникам конкурса получить дополнительный PR для своих организаций. Это может быть сделано через:

а) размещение отчетов НКО-участников на сайте конкурса или организации, которая его проводит, с дальнейшей баннерной рекламой этого ресурса и продвижением его в Интернете. Например, на сайте ЦРНО (http://www.crno.ru/projects/detail/30984/) были размещены ссылки на отчеты НКО – участников питерского конкурса. Ссылки на данную страницу и баннеры «Здесь Вы можете познакомиться с годовыми отчетами НКО Санкт-Петербурга» были размещены на сайтах Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, газеты «Деловой Петербург», Социального пресс-клуба и др.;

б) публикацию и целенаправленное распространение сборника отчетов НКО в регионе. Например, такой сборник был издан по итогам конкурса годовых отчетов НКО в Хабаровском крае и получил высокую оценку его администрации;

в) широкое освещение в прессе церемонии публичного награждения победителей конкурса годовых отчетов;

г) получение дополнительных ресурсов для PR организации в виде призов конкурса. Например, в Красноярском крае главным призом конкурса было создание рекламного ролика об организации и его трансляция по местному телеканалу. В других регионах в качестве призов предоставлялись услуги профессиональных пиарщиков по созданию рекламных материалов организации, разработке дизайна сайта и т.д.;

д) организацию приза зрительских симпатий (открытое голосование за лучший отчет в Интернете), чтобы привлечь вниманиенаселения, волонтеров и потенциальных сторонников к работе НКО.

Вторая группа решений связана с получением НКО признания властных и бизнес-структур в регионе, расширение полезных контактов за счет участия в конкурсе. Это может быть реализовано через:

• награждение как можно большего числа организаций участников;

• выдачу участникам сертификатов соответствия определенным стандартам уважаемым органом, например, управлением Минюста (см. ниже опыт Кемерова);

• знакомство с отчетами и их оценку VIP-персонами – членами жюри.

Третья группа решений связана с пропагандой ценности внутренней работы по подготовке годового отчета НКО как инструмента совершенствования управления организацией, повышения мотивации сотрудников, улучшения планирования работы. Для этого стоит привлекать организации, уже делавшие отчеты, и победителей предыдущих лет.

Региональные конкурсы годовых отчетов – перспективы

Несмотря на существующие проблемы, эксперты прогнозируют развитие региональных конкурсов годовых отчетов. С одной стороны, для этого существуют апробированная методика работы, опытные организаторы и формирующаяся «привычка» НКО участвовать в конкурсах. С другой – формируется определенный запрос со стороны органов власти и различных координационных структур на проведение подобных мероприятий, так как они позволяют собрать воедино и представить в удобном формате информацию о деятельности организаций третьего сектора на территории.

При этом достаточно остро стоит вопрос о финансировании инфраструктуры самого конкурса (распространение информации о конкурсе, регистрация отчетов, работа экспертов, проведение церемоний награждения). Выход из этой ситуации мы видим в создании коалиций организаторов конкурса из числа НКО и объединении их средств и ресурсов для обеспечения инфраструктурных расходов. Например, НКО могут объединить свои средства для печати сборника отчетов, для обеспечения их PR и т.д.

Если решения, изложенные выше, будут реализованы в регионах, то, возможно, в обозримом будущем всероссийский конкурс годовых отчетов НКО станет «конкурсом региональных конкурсов».

Анна Орлова