Как сделать работу НКО эффективной

PR-кампания для молодежи – секреты успеха

Если вы активно работаете или планируете работать с молодежью, вам наверняка предстоит проводить PR мероприятия, чтобы привлечь к своему делу максимум внимания, придать ему яркость и охватить большое количество людей. В данной статье мы рассмотрим, какие виды PR-мероприятий для молодежи существуют, каким образом их можно воплотить и на какие аспекты следует обращать особое внимание при их планировании и проведении.

При организации PR-кампании нам понадобятся хорошие организаторские способности, креативность в подходе и смелость в исполнении.

Разработка любого мероприятия, описанного далее, будет проходить в несколько этапов.

Нахождение информационного повода. Таким поводом могут стать, например, День здоровья, День молодежи, День борьбы со СПИДом и др.

Выработка послания мероприятия. Вы должны ответить на вопросы: кто является вашей целевой группой, кому ваше мероприятие будет адресовано, и четко сформулировать, что вы хотите сказать целевой аудитории. Затем вы сможете определить, в какой форме вы будете воплощать свое послание.

После того как вы определились с формой проведения, нужно разработать ход/план мероприятия: кто будет участвовать, что и где будет происходить, какое специальное оборудование понадобится, сколько людей нужно задействовать в подготовке, какие печатные материалы необходимы и, конечно, примерный бюджет.

Далее важно заручиться поддержкой властей, например,  управления образования, комитета по делам молодежи, комитета по туризму и спорту. Они могут стать важными стратегическими партнерами, способными оказать вам как административную и организационную, так и финансовую или материальную поддержку.

Чтобы привлечь максимальное внимание к проводимому вами мероприятию, найдите информационного партнера, а лучше несколько. Согласуйте с ними план выпуска публикаций, заметок, новостей, печатных, интернет-баннеров о мероприятии. Накануне мероприятия разошлите пресс-релиз во все СМИ города, если мероприятие крупное, организуйте пресс-конференцию. После мероприятия нужно опубликовать пост-релиз и фотоотчет.

Всех партнеров следует упомянуть в печатной, рекламной продукции мероприятия или во время самого мероприятия.

Наконец, когда вся предварительная работа закончена, нужно написать точный сценарий и календарный план действий для его осуществления.

Рекламная поддержка вашего мероприятия крайне важна. Помимо материалов, которые будут распространяться через информационных партнеров, можно напечатать и разместить в городе наружную рекламу: большие уличные щиты и сити-форматы на остановках; афиши разного формата для учебных заведений, клубов, для размещения в транспорте; пригласительные листовки для раздачи в вузах или для педагогов, которые могут помочь вам привлечь своих учеников; информационные сообщения и ролики на радио, видеоролики для экранов магазинов города.

Волонтеры могут пригодиться на разных этапах подготовки: от поиска идеи мероприятия (обычно молодые люди много знают о модных тенденциях и формах мероприятий, они могут подсказать вам и место проведения – клуб, неформальные места встреч, подсказать интересные «фишки» и т.п.) до его воплощения.

Акция – ограниченное во времени, как правило, публичное действие, направленное на достижение общественно значимой цели или демонстрацию собственной позиции для активного воздействия на общественное сознание.

Качество и оригинальность акции зависят только от вас. Придумывайте различные способы проведения мероприятий! Вы можете организовать шествие, пикет, музыкальный концерт, уличное театрализованное представление и т.п. Все эти действия должны сопровождаться раздачей тематических листовок, проведением опросов, раздачей символов акции (например, красных ленточек ко Дню борьбы со СПИДом). Акция будет более эффективной, если вам удастся вовлечь в нее сограждан: придумайте для прохожих какое-либо действие. Можно предложить, к примеру, сделать из бумаги какой-либо символ (тюльпан, гвоздику, голубя), написать на нем пожелание и в результате сделать дерево из бумажных поделок. Детям и подросткам можно предлагать рисовать мелками на асфальте картинки, например, на тему здоровья, в итоге у вас получится огромное яркое полотно. Можно попросить людей приносить что-то в знак солидарности с вами (например, в День памяти людей, погибших от СПИДа, люди приносили старую обувь, из которой был сооружен монумент, символизирующий ушедших от нас людей). Все это поможет вашей акции стать запоминающейся, фотогеничной и привлекательной для журналистов и участников. Не забудьте заранее оповестить о готовящейся акции журналистов.

В своей работе также можно использовать немассовые акции: тематическое разрисовывание стен и заборов, расклейка плакатов, вывешивание транспарантов в людных местах, выкладывание послания акции цветами на клумбе и т.п.

Акции в клубах и на общегородских мероприятиях привлекательны тем, что основное событие, интересное для молодежи, уже есть, вам остается только договориться с организатором и внести в него свой социальный элемент. Например, во время дискотеки, время от времени, можно показывать видеоролики социальной рекламы, а во время затишья даже небольшие документальные фильмы.

Можно провести различные мини-акции: против курения, обменивая сигареты на конфеты; людям, покупающим во время акции безалкогольные напитки, раздавать небольшие призы; среди посетителей можно организовать опрос, провести анкетирование, чтобы актуализировать для них какие-либо проблемы, можно вовлечь их в деятельность, просить что-то писать, придумывать лозунги, «кричалки», вырезать из бумаги, участвовать в конкурсах и т.п. Параллельно среди посетителей нужно распространять информационные материалы.

Фестиваль (фр. festival, от лат. festivus –  праздничный) – массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Фестиваль может объединять ряд разнообразных мероприятий, посвященных одной тематике.

Отдельно отметим вид фестивалей, демонстрирующих единственный вид искусства, например, кинофестивали, театральные фестивали и т.п. Кинофестивали позволяют добиться большой массовости, охватить, например, практически все учебные учреждения города. Яркое и эмоциональное событие скорее всего заинтересует молодежь, но на организаторов ляжет серьезная ответственность по подбору правильного репертуара. Спрогнозировать воздействие фильма не всегда удается, молодой человек может прийти к нужному организаторам выводу, а может и не понять, зачем он это смотрел, или неверно интерпретировать увиденное.

Перед демонстрацией художественного фильма можно показать несколько роликов социальной рекламы и/или короткий социально значимый фильм. Заключительное слово после просмотра фильма говорят организаторы мероприятия, на выходе волонтеры раздают листовки, проводят опрос/анкетирование.

Фестиваль может стать не просто демонстрацией, но и конкурсом творческих работ. Это может быть фестиваль благотворительных проектов, фестиваль социальной рекламы, интернет-проектов, фестиваль искусств и творческой деятельности, фестиваль молодежных инициатив и др. В этом случае присуждаются звания, например, лауреат фестиваля и победитель фестиваля, которым вручаются дипломы и ценные призы. Конкурсная форма фестиваля поможет вам вовлечь молодежь в активную деятельность.

Ток-шоу (от англ. talk show – разговорное шоу) – телепередача, в которой один или несколько приглашенных участников ведут обсуждение предлагаемых ведущим тем. Как правило, при этом присутствуют зрители.

Несмотря на то что преподаватели в школе, работники профилактических центров вполне способны дать молодому человеку квалифицированные советы, часто молодые люди не прислушиваются к ним. Именно в этой проблемной ситуации нам на помощь может прийти формат любимого подростками ток-шоу. В доступной и увлекательной форме вы можете обсудить самые насущные для ребят вопросы, создать в рамках ток-шоу такие условия, в которых герои беседы своим примером, авторитетом или негативным опытом помогут целевой группе разобраться в теме. В персонажах шоу люди узнают себя, своих соседей по лестничной площадке, школьных друзей, а проблемы, обсуждаемые на ток-шоу, близки аудитории. Поэтому организуя мероприятие, важно пригласить интересных, а самое главное авторитетных героев из молодежной среды, способных увлечь подростка своим рассказом. Не менее важна роль ведущего ток-шоу. После каждого животрепещущего рассказа и не менее активного обсуждения проблемы героя ведущий должен ненавязчиво резюмировать и высказывать тезисы, обращая внимание аудитории на то, что действительно важно. В студию нужно пригласить эксперта, который смог бы квалифицированно разъяснить трудные ситуации и вовремя проиллюстрировать беседу статистикой и примерами.

Можно провести ток-шоу и не на телевидении, а в большом клубе или в учебном заведении, перенеся происходящее из телевизионной студии на сцену. Зрители в этом случае получат возможность непосредственно участвовать и задавать вопросы.

Дебаты – излюбленная игра школьников. Чаще всего дебаты проходят в виде турнира, который состоит из серии игр, в каждой игре спорят две команды. У дебатов есть своя тема, у команд – две противоположные точки зрения на эту тему. В каждой команде есть три спикера, которые и пытаются убедить нейтральных судей в том, что мнение именно их команды является единственно правильным. Для этого они защищают свою позицию с помощью аргументов и опровергают аргументы своих оппонентов. В конце дебатов судьи выносят свое решение о том, какая команда была наиболее убедительной.

С помощью дебатов можно увлекательно  поговорить о темах, которые важно обсудить. Причем точки зрения на тему (как верную, так и неверную) вы заранее планируете, например: «Стоит дружить с ВИЧ-инфицированными людьми, это не опасно, ВИЧ-инфекция не передается в быту» и «Дружить с ВИЧ-инфицированными людьми опасно, они могут тебя заразить».

Однако у этого метода есть один существенный недостаток – результат игры зависит не от фактов, а от умения их излагать. То есть жюри может принять решение о победе неверной точки зрения, присудив команде больше баллов за ораторское искусство и умение структурировать материал.

Надо добавить, что это экономичный вид мероприятия, благодаря которому удастся охватить большое количество участников.

Флешмоб – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут  выполняет заранее оговоренные действия абсурдного  (неуместного в данной обстановке) содержания и затем  быстро расходится в разные стороны как ни в чем не бывало.

Флешмоб все чаще используют общественные организации и политические партии. Его целью может быть привлечение внимание к общественной проблеме.

Например, группа людей может внезапно появиться перед зданием администрации, музея, общественной организации, быстро выполнить некое действие – забросать цветами или туалетной бумагой, замереть, закричать, задать один вопрос, подать прошение и – исчезнуть!

Плюс этого мероприятия заключается в том, что оно проводится несанкционированно и может быть быстро спланировано в ответ на какие-то требующие немедленной реакции события. При этом проходит зрелищно, легко запоминается, любимо прессой, позволяет вовлечь любое количество людей.

Плюсы флешмоба одновременно являются и его минусами: чтобы добиться эффекта, нужно вовлечь как можно больше людей, если в акции будет участвовать 1-2 человека, она провалится. То есть должна быть разработана специальная четкая система оповещения людей, готовых принимать участие в таких акциях (например, ваших постоянных волонтеров, участников тренингов, друзей, знакомых и др.), которые могут в любой момент среагировать на приглашение. Обычно это делается через Интернет в социальных сетях или в сообществе флешмобберов. Не стоит также забывать, что поскольку мероприятие не санкционировано, участники флешмоба рискуют быть задержанными правоохранительными органами, что может доставить серьезные неприятности как самим участникам, так и организаторам акции.

Продумывая сценарий, постарайтесь совместить необходимость достижения общественно значимых целей и основной принцип флешмоба – его абсурдность  и необычность. Иначе флешмоб рискует превратиться в рядовую акцию.

Детали правил могут варьироваться, что предварительно оговаривается в сценарии акции.

Конечно, существуют и другие формы мероприятий для работы с молодежью, а сценарии могут иметь сотни разных версий. Рецепт вашего успешного «блюда» примерно таков:

  • актуальность – решайте насущные проблемы, которые будоражат умы сегодня;
  • креативная идея – людям должно быть интересно, они не должны скучать;
  • массовость – чем больше людей вовлечено, тем больше ваша акция запомнится;
  • межсекторальность – стремитесь, чтобы на одной площадке трудились не только общественники, но и государственные структуры и бизнес-сообщество – это дает больше ресурсов, охвата и возможностей;
  • реклама и PR – расскажите о себе всему миру, вам есть чем гордиться – не забывайте делать предварительную рекламную кампанию и всегда приглашать журналистов.

В последние годы появились новые интересные возможности в средствах массовой информации и новые технологии по работе с людьми  в Интернете, которые украсят ваши мероприятия и позволят еще больше внедриться в субкультуру молодежи.

Евгения Алексеева