Как сделать работу НКО эффективной

Правила налогообложения НКО и благотворительной деятельности изменены

Глава 21. Налог на добавленную стоимость

Изменения внесены сразу в несколько статей этой главы: в одних случаях поправки уточняют существовавшие ранее положения, в других – выводят из-под действия НДС новые услуги и продукты.

Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) Пункт 2 статьи дополнен подпунктом 14.1, который освобождает от НДС услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; выявлению несовершеннолетних, а также совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан и их семей; подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан (либо принять детей в семью на воспитание в иных формах), организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости (формулировки взяты из закона).

Также в новой редакции изложены  подпункты 3-5, 14 и 20 пункта 2.

В пункте 3 подпункт 12 после слов «выполнение работ, оказание услуг» дополнен словами «передача имущественных прав», что означает, что и последнее действие теперь не будет облагаться НДС в рамках благотворительной деятельности.

Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)

Статья дополнена новым пунктом 16, который выводит из-под НДС незарегистрированные лекарственные средства, предназначенные для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретных пациентов, а также гемопоэтические стволовые клетки и костный мозг для проведения неродственной трансплантации. Это важно, так как жизнь пациентов зачастую можно спасти только при использовании дорогостоящих иностранных препаратов, стволовых клеток и костного мозга.

Глава 23. Налог на доходы физических лиц

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Статья дополнена новым пунктом 3.1, который освобождает от НДФЛ выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на возмещение расходов добровольцев, связанных с исполнением таких договоров, на наем жилого помещения; проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно; питание; оплату средств индивидуальной защиты; уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности.

Также введен дополнительный пункт 8.2, освобождающий от НДФЛ суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой российскими и иностранными благотворительными организациями.

Четвертый абзац пункта 8 признан утратившим силу, пункты 9, 10 и 26 данной статьи изложены в новой редакции. В частности, освобождены от НДФЛ суммы, уплаченные религиозными, благотворительными и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является в соответствии с учредительными документами содействие охране здоровья граждан, за услуги по лечению лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях, а также за приобретенные ими лекарственные средства для указанных лиц.

Статья 219. Социальные налоговые вычеты

Статья изложена в новой редакции. На налоговый вычет могут претендовать в том числе граждане, жертвующие средства благотворительным организациям; социально ориентированным некоммерческим организациям; некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных; религиозным организациям; некоммерческим организациям на формирование и (или) пополнение целевого капитала.

Налоговый вычет будет предоставляться в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

Глава 25. Налог на прибыль организаций

Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

В новой редакции изложены абзац шестой подпункта 14 пункта 1 и подпункты 1, 2, 4 пункта 2. В частности, не будут облагаться налогом на прибыль безвозмездно полученные некоммерческими организациями работы (услуги), выполненные (оказанные) на основании соответствующих договоров.

Дополнительно вводятся подпункты 10.1 и 10.2 пункта 2, суть которых заключается в выводе из-под действия налога на прибыль сумм, полученных НКО от структурных подразделений (отделений) и наоборот (подробнее см. в законе).

Статья 265. Внереализационные расходы

Статья дополнена подпунктом 19.3, который выводит из-под действия налога на прибыль суммы, предусмотренные НКО на формирование резервов предстоящих расходов. Порядок отнесения средств на формирование резервов изложен в новой статье 267.3. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций.

Также внесены изменения в абзац четвертый пункта 1 статьи 269. Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам.

Глава 25.3. Государственная пошлина

Статья 333.33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

Подпункт 1 статьи изложен в новой редакции. В 4 тыс. рублей установлена сумма пошлины за государственную регистрацию юридического лица, за исключением политической партии, а также общероссийской общественной организации инвалидов. Дополнительным подпунктом 2.1 за регистрацию последней установлена пошлина в 1 тыс. рублей.

Также Федеральным законом № 235 внесены изменения в регулирование социальной рекламы в России. Отменены все три налога, которые делали затратным производство и размещение социальной рекламы на безвозмездной основе (НДС и налоги на прибыль для рекламопроизводителей/рекламораспространителей и заказчиков НКО). Подробнее об этом, а также о поправках в Федеральный закон № 38 «О рекламе» можно узнать в материале Агентства социальной информации «Изменения в законодательстве о социальной рекламе» http://www.nkozakon.ru/pr/news/3510/

Справка

Законопроект № 385319-5 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности» зарегистрирован Государственной Думой РФ 2 июня 2010 года. Инициатором внесения документа выступило Правительство РФ. На всех этапах обсуждения – от концепции до заключительных формулировок и пакета поправок в документ – в процесс были вовлечены эксперты и практики некоммерческого сектора (на изменение правил работы которых документ в большей степени и направлен).

Это стало возможным благодаря директору Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития России Артему Шадрину. У чиновника уже был опыт организации экспертной дискуссии с широким участием представителей третьего сектора – например, в рамках разработки Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в России. Документ получился качественным, а о Шадрине в третьем секторе заговорили как об одном из лучших представителей власти. Что подтвердилось позже, во время разработки поправок в законодательство о социальной рекламе, добровольчестве и ставшем предметом этой статьи законопроекте об изменениях налогообложения НКО и благотворительной деятельности.

В последнем случае разработку документа координировал Департамент налоговой

и таможенно-тарифной политики Министерства финансов России. Его директор Илья Трунин отнесся к предложениям экспертов и практиков с заинтересованностью, многие из них вошли в финальную версию документа.

Свою лепту в улучшение законопроекта также внесли депутаты Государственной Думы РФ: Сергей Попов (председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций), Александр Коган (заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам) и др.

В доработке законопроекта участвовали представители Общественной палаты РФ и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Государственной Думой РФ законопроект принят в трех чтениях 5 июля 2011 года, Советом Федерации – 13 июля. Пять дней спустя, 18 июля, закон подписал глава российского государства Дмитрий Медведев.

Влада Муравьева