Как сделать работу НКО эффективной

Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»

Елена Жемкова, исполнительный директор

Елена Борисовна, как давно существует правление в обществе «Мемориал»?

Правление было создано с самого начала организации, согласно уставу. Это орган, определяющий стратегическое направление деятельности, общую публичную позицию организации, формирующий ее имидж. Вначале  этот орган назывался по-другому: в противовес старому советскому  слову «правление» мы назвали  его рабочей коллегией, чтобы подчеркнуть его настоящее действующее значение. Ведь в прежних общественных советских организациях работа правления была условной. Потом, в 1998 году, мы «отряхнули» этот термин от прежней смысловой нагрузки и переименовали рабочую коллегию в правление.

Выбирается правление на общей конференции всех организаций из разных стран раз в  четыре года.

Как вы отбираете людей в правление, по каким критериям?

Правление существует уже 25 лет, были разные периоды, но для нас всегда было принципиально, чтобы правление состояло не только из москвичей. Мы потратили много усилий и времени, чтобы  привлечь регионы к участию.  Наши региональным коллегам казалось, что в правлении должны быть люди известные, но мы настаивали, что члены правления в первую очередь должны быть профессионалами, экспертами и представлять разные регионы страны. Сегодня в нашем правлении специалисты как из разных стран,  так и из разных регионов России. Это был долгий процесс, но у нас получилось. Правление – это реально действующий орган,  мы постоянно на связи друг с другом, мы собираемся несколько раз в году, члены правления понимают, что работа потребует от них времени и внимания.

Для нас также важно, чтобы члены правления представляли разные сферы деятельности: кто-то занимается историческим просвещением, кто-то благотворительностью, кто-то защитой прав человека. Наша задача – создать баланс основных направлений и постараться привлечь в правление экспертов по каждому виду деятельности.  Конечно, бывают разные ситуации, личностные кризисы, несогласие по каким-то спорным вопросам, но все это рабочий процесс.

Сколько времени требует процесс избрания новых членов правления?

Сложно оценить. Это требует и времени, и финансовых затрат для организации заседаний правления.  Много времени занимает сама работа правления. Наши заседания – это два дня плотной насыщенной работы. Но у нас разработан регламент, который мы соблюдаем и который помогает нам  работать эффективно.

Входят ли в состав правления сотрудники организации?

Члены правления избираются персонально раз в четыре года. И если сотрудник организации соответствует требованиям, предъявляемым к членам правления, то он, конечно, может им стать. У нас в правлении есть и бывшие сотрудники, и те, кто никогда не работал в организации. Жестких ограничений нет, мы не стараемся сужать круг.

Расскажите, пожалуйста, о ситуациях, когда вас порадовало или, наоборот, огорчило наличие в вашей организации правления.

Чем дальше, тем правление меня больше радует.  В отличие от ситуации, которая сложилась в самом  начале, когда наши региональные коллеги не столько принимали активное участие в решении вопросов, сколько  ждали решений сверху. Сложно было убедить их, что это неверно. Но теперь мы рады, что смогли выстроить горизонтальные связи. Мы с самого начала, со дня  создания «Мемориала», были против вертикального управления. Кроме того, участие в работе правления коллег из других городов дает им опыт  понимания ситуации в более широком контексте и формирует экспертов международного уровня.