Настоящий комментарий имеет своей целью обратить внимание на несоответствие и грубое противоречие предложенных поправок лучшей международной практике в области законодательства для некоммерческих организаций, систематизированной Международным центром некоммерческого права, США (International Center for non-for-profit Law).
Комментарий построен следующим образом: сначала дается тезис, формулирующий принцип, сложившийся в лучшей международной практике (выделен жирным), а затем комментарии к предлагаемому проектом тексту нормы.
1) Создание некоммерческих организаций (НКО). Свобода слова и объединения, мирных собраний означает, что закон должен обеспечивать возможность объединяться в (создавать) неприбыльные организации. Это также означает, что неприбыльные организации должны иметь возможность существовать как с созданием, так и без создания юридического лица, для того, чтобы осуществлять законную деятельность.
Новая редакция п. 4. ст. 8 Закона РФ «О закрытом административном образовании» не соответствует лучшей международной практике, так как ограничивает возможность создания на территории ЗАТО подразделений иностранных общественных объединений и НКО, созданных иностранными общественными объединениями.
Предлагаемая редакция п.4 ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях» также нарушает право на свободу объединений, ставя возможность существования и деятельности общественного объединения без статуса юридического лица в зависимость от уведомления о его создании, при этом такое уведомление не влечет возникновение статуса юридического лица. Выполнение требования об обязательном уведомлении будет трудно контролировать.
Предлагаемая ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» и новая редакция ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях» вводят новые основания для отказа в регистрации НКО, такие, как нежелательность пребывания учредителя-иностранца или лица без гражданства на территории РФ, подозрение на занятие учредителем преступной деятельностью – экстремистской, легализацией не законно полученных доходов. Статьи 15 и 19 тех же законов (соответственно) прямо ограничивают права иностранных граждан и лиц без гражданства на создание НКО, ставя возможность создания и/или продолжения деятельности НКО от факта постоянного и законного проживания этих лиц на территории РФ, тем самым запрещая иностранцам, проживающим за пределами РФ, участвовать в создании НКО.
2) Простая, быстрая, не требующая больших финансовых затрат регистрация (создание) некоммерческих организаций (НКО)
Проект новой статьи 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» усложняет и удлиняет существующий процесс регистрации неправительственных некоммерческих организаций (НКО), распространяя на них порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений. В настоящий момент регистрация НКО, создаваемых в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях», осуществляется в течение пяти дней налоговыми органами. Если будут приняты предлагаемые поправки, то органом регистрации станет Минюст России и его территориальные органы, срок регистрации – не менее одного месяца с даты подачи документов.
3) Право создавать филиалы и представительства НКО в том числе и за рубежом.
См. комментарий о создании НКО в ЗАТО.
4) Не дискриминация на территории РФ иностранных и международных НКО.
Согласно проекту ст. 2 ФЗ «Об общественных объединениях» иностранные неправительственные объединения не могут создавать свои филиалы и представительства на территории РФ, им разрешено будет создавать свои структурные подразделенияв виде отделений, регистрируемых как российские юридические лица в форме общественных организаций. Это противоречит международным стандартам и лучшим практикам, а также делает невозможным, например, для не членских организаций (фондов) зарегистрировать на территории РФ свое отделение.
5) Наличие законодательного определения общественно полезного статуса НКО.
В ст. 2 ФЗ «Об общественных объединениях» вводится понятие иностранного некоммерческого неправительственного объединения. Им признается «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства для достижения общественно полезных целей, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы». При этом нигде в федеральном законодательстве не раскрывается понятие общественно полезных целей или деятельности, есть только их упоминание в п. 1 ст. 582 ГК РФ, где говорится, что «пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях».
6) Гарантии не дискриминации неправительственных НКО по сравнению с правительственными.
Предложенные нововведения не затрагивают статуса некоммерческих организаций, учрежденных государственными и муниципальным органами, то есть положение неправительственных НКО по сравнению с правительственными (и так неравное на настоящий момент) еще более ухудшается.
Анастасия Акрамовская и Юлия Чекмарева