Как сделать работу НКО эффективной

Записка о проекте Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

1. О целях законопроекта и средствах их достижения

1.1. Законопроект направлен на решение несуществующей проблемы и подвергает очевидной дискриминации некоммерческие организации по сравнению с коммерческими юридическими лицами. В пояснительной записке необходимость разработки законопроекта объясняется отсутствием в законодательстве о некоммерческих организациях механизма контроля за их деятельностью (составитель записки, по-видимому, имеет в виду внешний, то есть государственный контроль). Это утверждение не соответствует действительности. Деятельность некоммерческих организаций, равно как коммерческих, регулируется целой совокупностью правовых нормативных актов (начиная с Конституции Российской Федерации и заканчивая приказами органов исполнительной власти). В эту совокупность входит и Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который, как любой закон, имеет свой предмет регулирования и не претендует на всеобъемлющий охват отношений, складывающихся в области государственного контроля. Деятельность некоммерческих организаций контролируют:

Прокуратура Российской Федерации – как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В частности, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г.№ 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»).

Милиция – как система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения (Закон РФ от 18 апреля 1991 г.№ 1026-I «О милиции»).

Милиция имеет право, среди прочего, проверять и финансовую, хозяйственную деятельность юридических лиц, в том числе и некоммерческих организаций (см. например, Приказ МВД РФ от 2 августа 2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности»).

Федеральная служба безопасности – в рамках такого направления деятельности, как борьба с преступностью и террористической деятельностью. ФСБ имеет право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации (статья 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»).

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими лицами, в том числе некоммерческими организациями, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства (пункт 51 Постановления Правительства РФ от 23 июня 2004 г.№ 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»).

Федеральная налоговая служба Российской Федерации – ее задачи и полномочия понятны без комментариев и ссылок.

Счетная Палата Российской Федерации – на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ (статья 12 Федерального закона от 11 января 1995 г.№ 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»).

Лицензирующие органы осуществляют лицензионный контроль в целях проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г.№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Федеральная служба государственной статистики – осуществляет мониторинг деятельности некоммерческих организаций путем сбора количественной информации, в том числе запрашивает в установленном порядке у юридических лиц, их филиалов и представительств сведения, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 399 «Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики»).

Неужели всех этих государственных служб не хватает для государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций?

1.2. Разработчики законопроекта, по-видимому, предполагают, что все перечисленные выше государственные службы не справляются с возложенными на них обязанностями и их следует заменить единым органом контроля. В итоге, однако, мы получим дублирование функций государственных органов.

Необходимость установления единого механизма контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций законодательству и декларируемым целям направлена, по мнению разработчиков законопроекта, на обеспечение стабильности гражданского общества и равенства всех субъектов права, действующих для достижения общественно полезных целей и благ.

Это утверждение основано на непонимании специфики деятельности некоммерческих организаций и ложных представлениях о современном состоянии гражданского общества в России. Гражданское общество в России нуждается не в стабилизации, а в интенсивном развитии. Тотальный контроль не может способствовать развитию, тем более такой тонкой и чувствительной к государственному контролю «материи», как гражданское общество.

Общественные объединения, с одной стороны, и некоммерческие организации, созданные в таких формах, как фонд, автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство, – с другой, в принципе не могут уравниваться, потому что первые являются субъектом публичного права, а вторые – субъектом гражданского права. Федеральный закон «Об общественных объединениях» – это закон, входящий в отрасль права, которая называется конституционным правом, поскольку регулирует вопросы прав и свобод человека и гражданина.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» относится к отрасли гражданского права, поскольку регулирует вопросы создания и деятельности юридических лиц. Общественно полезные цели и блага – понятие размытое, законом не определенное и зависящее во многом от идеологических установок. Например, совершенно ясно, что ассоциации (союзы) коммерческих организаций создаются не для достижения общественных благ, а для координации своей предпринимательской деятельности и для защиты своих частнособственнических интересов (см. статью 11 ФЗ «О некоммерческих организациях»). В российском законодательстве, в отличие от законодательства многих иностранных государств, нет формально определенного различия между организациями «общественной пользы» и организациями «взаимной пользы». Поэтому, прежде чем «уравнивать» субъекты права, следует разработать закон о таком разделении, как это сделано в большинстве государств.

В общем, цель законопроекта смутна, механизмы достижения целей неадекватны. Эффект принятия законопроекта будет обратный ожидаемому – произойдет дестабилизация почти всего некоммерческого сектора, которая продлится, по крайней мере, три года.

2. Комментарии к отдельным статьям

К статье 1. Предложение ввести в Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» запрет на создание и деятельность на территории ЗАТО некоммерческих организаций, учредителями которых являются иностранные некоммерческие неправительственные объединения, структурных подразделений – отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, дискриминационно. Поскольку речь идет о территориальных зонах, где законом установлен особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, какие-то ограничения целесообразны. Однако такие ограничения должны быть одинаковыми для всех юридических лиц, поэтому надо либо запретить создание и деятельность любых юридических лиц с иностранным участием, либо установить для НКО такой же порядок, как и для коммерческих организаций, то есть создание на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранным элементом по решению органов местного самоуправления, согласованному с Правительством Российской Федерации.

К статье 2, пункт 1. Определение иностранного некоммерческого неправительственного объединения как организации, созданной для достижения общественно полезных целей, не соответствует законодательству абсолютного большинства иностранных государств. Далеко не все НКПО создаются за рубежом для достижения общеполезных целей, существует масса организаций взаимной пользы. Кроме того, статус организации, действующей в общеполезных целях, зарубежные организации получают исключительно для использования налоговых льгот. Многие организации, несомненно действующие в общественных интересах, не обращаются за получением такого статуса, чтобы быть полностью независимыми от государства. Как быть со всеми этими тонкостями?
Об исключении филиалов и представительств см. следующий пункт.

К статье 2, пункт 2. Предложение запретить иностранным НКО иметь на территории Российской Федерации филиалы и представительства абсурдно.

Из Гражданского кодекса Российской Федерации (см. статью 1202) известно, что статус организации в качестве юридического лица, его организационно-правовая форма определяются на основе личного закона юридического лица, а личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. В большинстве иностранных государств некоммерческие организации создаются в форме ассоциаций (это организации, имеющие членство) и фондов (это широкое понятие для организаций, не имеющих членства). Нормально и естественно, если иностранная ассоциация будет создавать в России отделения в форме общественных организаций, хотя и непонятно, как быть ассоциациям, объединяющим юридические лица. Но как можно создать отделение фонда в форме общественной организации, этого никто не сможет понять. Например, сейчас в России успешно действует и приносит много пользы представительство Фонда Форда. Ни личный закон этого фонда, ни просто здравый смысл не допускают создания отделения Фонда Форда на территории России в форме общественной организации. Этого просто не может быть. Следовательно, Фонд Форда и многие аналогичные ему иностранные организации будут вынуждены прекратить свою деятельность на территории Российской Федерации. Чем они провинились перед российским обществом и государством? Кому и зачем это нужно? Сколько российских граждан потеряют в результате работу? Сколько благотворительных программ будет свернуто?

Нет ответа.

Кроме того, есть в международном праве такое понятие, как реторсии – ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав «родных» юридических лиц. Как мы будем реагировать, если Черноморскому филиалу МГУ в Севастополе будет приказано превратиться в общественную организацию?

Закон «Об общественных объединениях» в принципе не может распространять свое действе на все иностранные некоммерческие неправительственные организации. В статье 1 указанного Закона записано: предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение. Статья 8 определяет общественную организацию как основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Следовательно, указанный закон не может распространяться на некоммерческие организации, основанные не на членстве, а на имуществе, такие, как фонд, учреждение или просто корпорация, не имеющая членства, как это принято формулировать в американском законодательстве. Такие организации должны руководствовать Федеральным законом «О некоммерческих организациях», хотя более разумно было бы разработать и принять отдельный закон о деятельности в России иностранных юридических лиц.

К статье 2, пункт 3. Запрет иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не проживают постоянно и на законных основаниях на территории Российской Федерации, быть учредителями общественного объединения, приведет к тому, что на территории России и по российским законам будет невозможно создать ни одного международного общественного объединения. Если, например, граждане Украины, Беларуси и России решат создать международную организацию, то, естественно, что ее учредителями будут граждане всех этих стран, проживающие в этих странах. Регистрироваться им придется в Беларуси или в Украине. Россия не позволит им зарегистрировать штаб-квартиру на своей территории.

К статье 2, пункты 7 и 8. Обязанность общественного объединения представлять по требованию Росрегистрации финансово-хозяйственные документы без четкого определения, какие именно документы имеются в виду, неизбежно приведет к нарушению прав организаций.

Обязанность организации представлять кому-либо финансово-хозяйственные документы должна очень строго корреспондировать обязанности контролирующего органа, причем такого рода действия требуют процессуального урегулирования. Кроме того, имеет место дублирование контролирующих функций различных государственных органов. Если Росрегистрация имеет основание интересоваться финансово-хозяйственной деятельностью общественного объединения, она может обратиться с просьбой о проверке этого объединение к налоговым органам, в Росфинмониторинг или в органы внутренних дел.

Вопрос расходования средств на уставные цели законодательно не урегулирован. Никакой ответственности, за исключением налоговой, законодательством по этому вопросу не предусмотрено. Если организация, не пользующаяся налоговыми льготами, истратила какие-то средства не на уставные цели и при этом отсутствует состав какого-либо преступления (например, финансирование терроризма) или административного правонарушения (например, нецелевое использование бюджетных средств), то это никого не касается, кроме самой организации и лица, предоставившего средства, если таковое имеется. Само по себе нецелевое использование средств не является правонарушением.

Кроме того, проверка соответствия расходования средств уставным целям требует от проверяющего специальных знаний в области финансов. Сотрудники Росрегистрации обладают такими знаниями?

К статье 3, пункты 1 и 2. Не имеет никакого смысла и не объясняется никакими целями установление особого порядка регистрации для формально выделенной группы некоммерческих организаций.
Зачем регистрировать в органах юстиции ассоциацию производителей стирального порошка? Почему садоводческое некоммерческое партнерство будет обязано представлять в Росрегистрацию финансово-хозяйственные документы и отчитываться о своей деятельности, а находящееся за забором садоводческое товарищество будет зарегистрировано в налоговой инспекции и кроме налоговых деклараций никаких ответов представлять не будет?

Разработчик законопроекта не понимает, что если и устанавливать особый порядок контроля, то для организаций, отобранных не по форме, а по направленности деятельности. Но российское законодательство в настоящий момент не имеет подобного закона. Нужен законопроект с условным названием «О социально приоритетных некоммерческих организациях». Необходимо законодательно определить социально приоритетные некоммерческие организации, требовать от них повышенной прозрачности и дополнительной отчетности, но предоставить взамен налоговые льготы и иную поддержку государства.

К статье 3, пункт 2. Лишение иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за пределами Российской Федерации, права учреждать некоммерческие организации, может быть, и имеет какой-то смысл в отношении НКО, основанных на членстве, хотя и этот смысл неясен. Фонды и автономные некоммерческие организации – это формы НКО, которые создаются на основе имущественного взноса. Функции учредителя таких форм сводятся к тому, чтобы наделить организацию необходимым имуществом и утвердить устав. По какой причине следует ограничить права иностранного гражданина создать в России фонд на основе своего имущества? Почему потомки Пушкина, Толстого или представители дома Романовых, проживающие за пределами России, не могут создать в России фонд помощи малоимущим студентам или фонд содействия российскому искусству? Нет ответа.

К статье 3, пункт 5. В отношении отказа в государственной регистрации прослеживается явная дискриминация некоммерческих организаций по отношению к коммерческим. Разработчики законопроекта имеют какую-то особую информацию о вредоносности для российского общества некоммерческих организаций? Получается, что если название коммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, то такая организация может быть зарегистрирована; учредителем коммерческой организации может быть иностранный гражданин, в отношении которого принято решение о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации; учредитель коммерческой организации вполне может быть экстремистом. То же самое касается форм НКО, не включенных разработчиками в перечень: товарищество собственников жилья может быть зарегистрировано, даже если его устав противоречит Жилищному кодексу РФ; вполне могут существовать два муниципальных детских учреждения с названием «Солнышко», порядок оформления документов не имеет никакого значения для регистрации потребительского кооператива.

При регистрации юридического лица происходит государственный учет субъектов гражданского оборота, и как субъекты гражданского оборота все юридические лица равны. Для установления особого порядка регистрации какого-либо вида юридических лиц должны существовать особые признаки этого вида. Такие признаки есть у общественных объединений, есть у религиозных организаций, есть у всех некоммерческих организаций (невозможность распределения прибыли и специальная правоспособность). Но у группы некоммерческих организаций, выделенных разработчиками законопроекта, нет никаких общих черт, отличающих их от остальных некоммерческих организаций. Так на каком основании устанавливать для них особые требования при государственной регистрации?

К статье 3, пункт 6. В отношении контроля за деятельностью некоммерческих организаций со стороны Росрегистрации см. все вышесказанное (необоснованное возложение обязанностей на группу организаций, не обладающих каким-либо специальным признаком; дублирование функций иных государственных органов; отсутствие в законодательстве такого вида правонарушения, как нецелевое использование средств при отсутствии признаков иного правонарушения или преступления; некомпетентность сотрудников Росрегистрации в области финансовой деятельности и т.д.)

К статье 4. По замыслу разработчиков законопроекта федеральный закон вступит в силу с 1 января 2006 года.

Если законопроект будет принят, в некоммерческом секторе, по крайней мере на три года, воцарится хаос. Это только в пояснительной записке к законопроекту говорится, что не планируется никакой перерегистрации, фактически такая перерегистрация будет. Все перечисленные в законопроекте некоммерческие организации и все общественные объединения, а их сотни тысяч, должны будут представить в территориальные органы Росрегистрации «приведенные в порядок» уставы. Например, у большинства в уставах указано, что членами (участниками) организации могут быть любые иностранные граждане и лица без гражданства, а не только те, кто постоянно проживает на территории Российской Федерации. Очевидно, что в течение года, все организации этого сделать не смогут (опыт предыдущих перерегистраций это показывает). Регистрирующие органы не справятся с таким потоком документов, им ведь еще нужно будет в тот же год передать и принять документы государственного реестра юридических лиц.

Сотни филиалов и представительств иностранных организаций будут закрываться, увольняя тысячи российских работников (кстати, работников с хорошими зарплатами, с которых платится немалый подоходный налог и еще больше – отчисления в Пенсионный и прочие внебюджетные фонды).

И последнее.

В пояснительной записке сказано, что законопроектом не предусматриваются расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета. Это утверждение ложно.

В записке явно не хватает статистики: деятельность скольких общественных объединений проконтролировало Министерство юстиции РФ (включая все его территориальные органы) и Росрегистрация начиная с мая 1995 года, когда вступил в силу Федеральный закон «Об общественных объединениях». Ожидаемый ответ – очень немногих. Причина понятна: чтобы реально контролировать деятельность всех или большинства зарегистрированных общественных объединений, требуются значительные человеческие ресурсы. Если обсуждаемый законопроект будет принят и если всерьез говорить о профессиональном контроле деятельности некоммерческих организаций, штат Росрегистрации надо увеличивать многократно, причем за счет квалифицированных кадров, хорошо знающих законодательство и практику деятельности некоммерческих организаций, разбирающихся в финансово-хозяйственной деятельности.

Если этого не сделать, то кто будет читать отчеты, регулярно представляемые сотнями тысяч некоммерческих организаций; кто будет эти отчеты анализировать, искать в них признаки нецелевого использования средств; кто будет посещать мероприятия, проводимые некоммерческими организациями – созваниваться, составить графики посещений, ездить в командировки, ведь территориальный орган Росрегистрации действует на значительной территории. Вывод: либо надо значительно увеличивать штат Росрегистрации, либо надо признать, что законопроект создает лишь видимость контроля деятельности некоммерческих организаций.

Алла Толмасова