Как сделать работу НКО эффективной

Единая система оценки результативности

Заинтересованные стороны некоммерческих организаций волнует, прежде всего, результативность деятельности последних. Для НКО также очень важно не только оценить эффективность своей работы, но и грамотно представить ее донорам и общественности, а также другим некоммерческим организациям для обмена опытом. До сих пор значительная доля НКО использует в своих отчетах такие показатели, как: объем бюджета, потраченного на программную и административную деятельности, число проведенных тренингов, выпущенных брошюр и пр., которые не имеют прямого отношения к достижению целей программ, т.е. к их результативности. В настоящее время Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI) разрабатывает специальное приложение для третьего сектора с набором общих индикаторов для самооценки и подготовки отчетов. Попытка создать единую систему оценки результативности НКО уже была предпринята ранее организациями The Urban Institute и The Center for What Works. В 2006 году они представили результаты своего исследования, проведенного среди различных национальных некоммерческих организаций США по 14 различным программным областям, начиная от адвокации и предоставления временного жилья до программ по обучению и изменению рискованного поведения. В каждой из областей были выявлены общие цели и индикаторы эффективности. На их основе была разработана единая система оценки результативности любых программ НКО, которая может использоваться в качестве основы для создания собственной системы оценки.

Индикаторы единой системы оценки результативности по программным областям:

 1) Знания/обучение/изменение отношения

а) Навыки (знания, обучение):

— процент повышения уровня знаний по баллам после обучения;

— процент тех, кто считает, что их навыки улучшились после обучения;

— процент повышения уровня знаний (до/после программы).

б) Отношение:

— улучшение в процентном соотношении на основе мнений родителей, учителей, сотрудников и пр.;

— улучшение в процентном соотношении по заявлению самих участников.

в) Подготовленность (квалификация):

— процент участников, чувствующих себя хорошо подготовленными для реализации какой-либо задачи/деятельности;

— процент участников, отвечающих минимальным квалификационным требованиям для прохождения следующего уровня обучения / осуществления деятельности.

2) Поведение

а) Случаи ненадлежащего поведения:

— распространенность случаев ненадлежащего поведения;

— распространенность повторных случаев ненадлежащего поведения/рецидивов;

— уменьшение количества случаев ненадлежащего поведения по сообщениям участников (в процентном соотношении).

б) Случаи надлежащего поведения:

— распространенность случаев надлежащего поведения;

— процент участников, достигших цели;

— уровень улучшения.

в) Сохранение новых способов поведения:

— количество недель/месяцев/лет, в ходе которых участник придерживается нового поведения;

— процент участников, меняющих свое поведение со временем;

— процент участников, переходящих на новый социальный уровень/в новые условия/статус;

— процент участников, не вошедших повторно в программу/систему.

3) Условия/статус

a) Социальный статус участников:

— процент участников, улучшивших свои взаимоотношения с окружающими;

— процент участников, получивших высшее образование;

— процент участников, перешедших на следующий уровень/условия/статус;

— процент участников, оставшихся на текущем уровне/в условиях/ статусе;

— процент участников, избегающих нежелательных действий/поведения.

б) Экономическое положение участников:

— процент участников, начавших карьеру/получивших работу;

— процент участников, получивших жилье на продолжительный период;

— процент участников, сохранивших безопасное и постоянное жилье;

— процент участников, включенных в образовательные программы;

— процент участников, сохранивших рабочее место;

— процент участников, увеличивших свои доходы.

в) Состояние здоровья участников:

— процент участников, у которых уменьшились проблемы со здоровьем;

— процент участников, чье состояние здоровье улучшилось сразу же;

— процент участников, сообщающих об улучшении своего здоровья после 90 дней.

Авторы системы советуют разбивать выбранные индикаторы по различным группам участников программ (по возрасту, полу, уровню доходов и пр.), что поможет в лучшей степени оценить результаты своей работы и, в случае необходимости, скорректировать ее. Внедрение перечисленных выше показателей, возможно, повлечет за собой применение новых процедур сбора данных, что не должно пугать НКО, так как  эти процедуры зачастую не являются дорогостоящими, особенно, если в программе предусмотрено какое-либо последующее сопровождение. На сайте центра The Center For What Works(http://portal.whatworks.org/home.aspx) всем НКО предлагается подобрать набор необходимых индикаторов в режиме онлайн. Для этого нужно будет указать миссию организации, выбрать соответствующий вид программы и ее цели, после чего будет предложен полный список подходящих индикаторов, из которого можно сформировать собственную систему оценки результативности. Получить более подробную информацию по индикаторам для каждой из 14 областей можно здесь: http://www.whatworks.org/displaycommon.cfm?an=4 .