Как сделать работу НКО эффективной

Международная программа наставничества для детей в трудной жизненной ситуации «Наставники.орг» (Big Brothers Big Sisters of Russia)

Вид активности:
Социальная поддержка детей
Название технологии

Международная программа наставничества для детей в трудной жизненной ситуации «Наставники.орг» (Big Brothers Big Sisters of Russia)

Название организации

Международная программа наставничества для детей в трудной жизненной ситуации "Наставники.орг" (Big Brothers Big Sisters of Russia)

Организационно-правовая форма

Общественная организация

Регион

Москва

Контакты

info@nastavniki.org
+7 (495) 679 86 46

Проблемы, на решение которых направлен соответствующий механизм, и которые он должен устранить

1) Социальная дезадаптация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
2) Снижение у детей синдрома материнской депривации

Цели/задачи

1)Через профессионально организованное общение с волонтером-наставником предоставить ребенку возможность приобрести необходимые навыки и знания, необходмые для успешной его социализации после выхода из детского дома, школы интерната. В частности создать условия для принятия ребенком ценности жизни, развития, определения собственных целей, помочь создать адекватный возможностям и условиям образ жизни.2) Обеспечить необходимой системой внутренней и внешней защиты от соответсвующих зависимостей, обеспечить базовый уровень состояния здоровья и необходмиый инструментарий для его поддержания и развития.3) Обеспечить правовую грамотность ребенка в отношении жизни рамках закона.

Механизм достижения: подготовительный этап

Привлечение и подготовка детей и волонтеров-наставников для участия в программе. Процедура подбора детей и волонтеров включает в себя несколько этапов: проведение индивидуального собеседования, психологического тестирования, обучение по программе "Школа волонтера".

Механизм достижения: основной этап

Основной этап реализации программы "Наставники" включает в себя формирование пары (ребенок-волонтер)и ее сопровождение профессиональными психолагами и социальными работниками. Создание пар осуществляется на основе схожести психологических характеристик, характеров, увлечений и личных пожеланий. После знакомства и обоюдного согласия ребенок и волонтер объединяется в пару.

Механизм достижения: этап развития

- Повышение узнаваемости программы, развитие волонтерства на территории РФ- Количественный рост программы (помощь все большему количеству детей, создание большего количества пар)- Качественный рост программы (повышение качества работы с детьми)- Обеспечение стабильного притока детей в программу- Расширение регионального присутствия- Повышение эффективности корпоративного управления- Обеспечение стабильного притока волонтеров- Поиск и развитие стабильных источников финансирования- Признание программы на государственном уровне- Анализ эффективности программы

Ресурсы: информационно-методические

- партнерские PR агенства
- база данные по учету волонтеров и анализу эффективности деятельности программы в Москве
- региональные ВУЗы (разработка методических материалов по работе программы в субъектах РФ)

Ресурсы: материальные

Структура доходов за 2010 год:Корпоративные пожертовавания - 64%Гранты - 19%Частные пожертовования - 11%Мероприятия - 1%Прочие - 5%

Ресурсы: организационные и человеческие

Численность сотрудников: 18
Численность Совета Директоров: 17

Результаты: немедленные

 В 2010 программа оказала индивидуальную психолого-социальную поддержку 585 российским детям, в том числе 133 детям в Москве. 585 пар «волонтер-ребенок» встречались на еженедельной основе. Проведено более 400 интервью с потенциальными волонтерами Обучено более 200 волонтеров Проведены интервью с более 100 детьми По состоянию на 31.12. 2010 — в программе участвует 68% пар «женщина-девочка», 11% пар «мужчина-мальчик», 21% пар «женщина-мальчик»

Результаты: что изменилось в результате реализации лучшей практики

Анализ эффективности программы в Москве показывает, что:  61% детей, участвующих в программе год, два или три, демонстрируют рост уверенности в себе, у 66% улучшается общее эмоциональное состояние, 54% детей становятся более коммуникабельными, 68% детей приобрели хотя бы один социально полезный навык, 49% детей старше 12 лет приобрели навык финансового планирования

Контроль и оценка: механизм оценки

Для мониторинга немедленных результатов используется регулярный опрос (телефон, эл. почта, личная встреча) волонтеров, детей и опекунов детей (родители/представители сиротских учреждений).Для оценки отложенных результатов в настоящее время используется анкетирование волонтеров и опекунов детей (родители/представители сиротских учреждений), которое проводится по истечении каждого года участия ребенка в программе. В ближайшие 2-3 года планируется запуск масштабного исследования, предполагающего сравнение результатов у благополучателей проекта с результатами рандомизированной контрольной группы, а также тестирование детей на входе и выходе.

Контроль и оценка: показатели количественные

 Количество пар «волонтер-ребенок» Гендерная структура пар «волонтер-ребенок» Количество обращений волонтеров Количество интервью с волонтерами и детьми Количество обученных волонтеров Периодичность встреч пар «волонтер-ребенок» Доля новых и закрытых пар в общем количестве(через опросы и анкетирование волонтеров, детей, опекунов, ведение внутренней статистики)

Контроль и оценка: показатели качественные

волонтеров Качество корпоративного управления (Совета директоров, регионы)(через опросы, обратную связь, интервью)

Описание рисков, связанных с реализацией лучшей практики

 нечетко определенный законодательно статус волонтера, возможные негативные налоговые последствия, отсутствие налогового стимулирования жертвователей, реорганизация детских домов,  непрозрачная политика государства в области материнства и сиротства, сильно суженный горизонт планирования.

Кем и где еще используется данная лучшая практика

- 14 стран-участников Международной программы наставничества “Наставники.орг” (Big Brothers Big Sisters): Россия, США, Канада, Германия, Израиль, Австралия, Новая Зеландия и др. - Отдельные российские НКО реализуют проекты по наставничеству детей-сирот и детей из неблагополучных семей

Образовательные программы, которые имеет смысл пройти для реализации лучшей практики

- обучение в российском офисе программы «Наставники.орг»,- обучение в международном офисе программы,- курс «Организация добровольной работы в НКО» (МГУ),- профессиональное образование (психология, социальная работа, менеджмент),- курсы по управлению проектами,- Школа волонтера в российском офисе программы «Наставники.орг»

Отзывы

«Каждому ребенку нужен значимый взрослый- тот, кому можно поверить свои секреты и проблемы, с кем интересно играть и строить планы на будущее, на кого хочется быть похожим, когда вырастешь...Каждому взрослому нужен ребенок – чтобы найти в себе то лучшее, что в тебе есть и чем можно бескорыстно поделиться. И знать, что это – не зря...Участие в программе «Наставники.орг» дает возможность детям и взрослым получить уникальный опыт общения и развития доверительных отношений. А кому- то - выбрать профессию и свое место в жизни.» (Берникова Анна Николаевна, Руководитель Центра реабилитационого и коррекционного образования ФГУ «Федеральный институт развития образования»)"Пожалуй, самое главное для детей, которые живут в детских домах или школах-интернатах, - это не подарки и не материальные ценности, а внимание и искреннее участие в их судьбе. Благодаря программе наставничества "Старшие Братья Старшие Сестры" у ребенка появляется старший друг, который принимает и понимает его, которому небезразлична его судьба и которого ни с кем не нужно делить. Я убежден в ценности таких отношений и в том, что они помогают нашим детям почувствовать себя нужными и уверенными в завтрашнем дне." (Меньшов Вадим Анатольевич, Директор школы-интерната №8, г. Москва).

Отчеты о реализации лучшей практики

Годовой отчет за 2010 год (ссылка для скачивания: http://www.bbbsrussia.org/ru-documents4/)Новостной бюллетень за 2010-2011 учебный год (прилагаем ниже)

Отчеты о реализации - файл: