Как сделать работу НКО эффективной

Генпрокуратура РФ выявила нарушения в работе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

По мнению вице-президента Национальной ассоциации благотворительных организаций, члена Общественного совета города Москвы Нодари Хананашвили, многие обвинения, предъявленные фонду, беспочвенны. Задача фонда, по его словам, заключается в поддержке инновационных практик в области помощи семье и детям, которые возникают в регионах. Он отметил, что сегодня у государства нет инструментов поддержки инноваций. «Раньше в бюджетном кодексе был такой инструмент, как грант. Сегодня его нет. Поэтому государство создает такие структуры, как Фонд поддержки детей, которые могут поддерживать лучшие практики», — отметил эксперт.

Об этом сообщает официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. Соответствующая проверка была проведена в мае-июне текущего года. «В связи с нарушениями закона, допущенными при утверждении устава и определении организационно-правовой формы фонда, созданы условия для бесконтрольного расходования средств федерального бюджета, коррупционных проявлений со стороны руководства и должностных лиц», — говорится в сообщении пресс-службы ведомства. По мнению Генпрокуратуры РФ НКО нарушила ФЗ «О некоммерческих организациях», вопреки которому переданные фонду средства федерального бюджета направляются не детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а на финансирование программ субъектов страны (при условии обязательного софинансирования) и проектов отдельных организаций. В заявлении Генпрокуратуры РФ также говорится о том, что фонд не выполняет свою уставную деятельность: не оказывает шефскую помощь детским лечебным и образовательным учреждениям. Кроме того, фонду предъявляются претензии к уровню зарплат руководства и сотрудников. Отмечается, что фондом до сих пор не сформирован собственный целевой капитал, а доля привлеченных средств составила не более 1% от общего размера имущества. Материалы проверки Генпрокуратура РФ направила в Следственный департамент МВД России для решения вопроса о заведении уголовного дела.

Фонд в свою очередь считает выводы, сделанные по результатам проверки, необоснованными. «Проверка… представила спорную трактовку отдельных технических моментов организации деятельности фонда, которые во многих случаях имеют другие, чем это отмечается в указанных материалах, основания», — говорится в сообщении пресс-службы НКО. При этом признается необходимость изменения отдельных документов фонда и устранения недостатков в организации работы. Вместе с тем в заявлении отмечается, что Фонд поддержки детей будет и впредь работать по принципу софинансирования специальных программ регионов, бюджетных и некоммерческих организаций. Так, в ходе реализации в регионах программ фонда в 2010 году из региональных бюджетов и других источников (бизнес-структур, некоммерческих организаций и фондов) было выделено 8 665,8 млн рублей, в 2009 году – 4342 млн рублей. «Это свидетельствует о реальном масштабном привлечении и перенаправлении финансовых средств», — говорится в сообщении фонда.

По мнению вице-президента Национальной ассоциации благотворительных организаций, члена Общественного совета города Москвы Нодари Хананашвили, многие обвинения, предъявленные фонду, беспочвенны. Так, в уставных документах фонда не сказано, что НКО должен создавать целевой капитал. Помощь конкретным детям должно оказывать государство в рамках деятельности бюджетных и муниципальных организаций по социальному заказу, считает эксперт. Задача фонда, по его мнению, заключается в поддержке инновационных практик в области помощи семье и детям, которые возникают в регионах. Он отметил, что сегодня у государства нет инструментов поддержки инноваций. «Раньше в бюджетном кодексе был такой инструмент, как грант. Сегодня его нет. Поэтому государство создает такие структуры, как Фонд поддержки детей, которые могут поддерживать лучшие практики», — отметил эксперт. Н. Хананашвили добавил, что единственное, в чем можно упрекнуть фонд, — это отсутствие системы внешней оценки эффективности программ и проектов, которые он финансирует. Однако, по его мнению, это проблема не только фонда, а всей системы: в нашей стране не проводится аудит эффективности реализации программ и проектов, в том числе государственных.

По мнению члена Общественной палаты РФ, директора Агентства социальной информации Елены Тополевой, к работе любой организации можно придраться. Фонд поддержки детей всегда работал профессионально и прозрачно, и если есть недочеты в его работе, то они носят технический характер и могут быть устранены, полагает эксперт. Подобные же «глобальные» обвинения Генпрокуратуры могут навредить репутации не только конкретной организации, которая всегда проявляла себя с положительной стороны, но и благотворительности в целом. «Репутация благотворительных организаций так трудно создается и так легко разрушается», — отметила Е. Тополева.

Как сообщила корреспонденту АСИ заместитель директора Независимого института социальной политики Лилия Овчарова, заявление Генпрокуратуры РФ напоминает провокацию. Она полагает, что трудно судить о характере претензий без официального акта проверки. В заявлении Генпрокуратуры говорится, что наибольшую сумму НКО потратила на собственные программы фонда и административные расходы. В то же время не упоминается такая статья расходов, как софинансирование программ субъектов Российской Федерации и проектов отдельных организаций, на которое было потрачено больше всего средств.

Л. Овчарова считает, что деятельность Фонда поддержки детей прозрачна и эффективна. «Цели и задачи фонд поставил перед собой правильные. Они финансировали не нужды конкретных детей, а услуги для детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации», — отметила она. Что касается претензии Генпрокуратуры по поводу отсутствия у фонда целевого капитала, то его создание — не основная задача фонда. Кроме того, Овчарова подчеркнула, что после кризиса зарабатывать на фондовом рынке стало труднее, а доноры стали менее охотно жертвовать. Эксперта также возмутила реакция ряда СМИ на заявление Генпрокуратуры: не разобравшись в ситуации, журналисты дали громкие обвинительные заголовки. В то же время фонду, который с таким трудом зарабатывал свою репутацию, сейчас придется приложить огромные усилия, чтобы ее восстановить.