Как сделать работу НКО эффективной

Комментарий Международного центра некоммерческого права (ICNL)

По просьбе Центра развития демократии и прав человека МЦНП подготовил краткий комментарий на выступление депутата Государственной Думы РФ Андрея Макарова, прозвучавшее 23 ноября 2005 г. в ходе первого чтения проекта закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Если мы правильно поняли суть выступления депутата Макарова, переведенного с русского на английский, то он в своем выступлении говорит об использовании в одном из законов США, название которого он не указал, широкого неопределенного термина «соответствующая» или «приемлемая» иностранная организация, и о том, что исходя из значения этого слова, можно говорить о существовании в США некого государственного органа, который имеет право решать, отвечает ли иностранная организация этому требованию и, соответственно, можно ли разрешить ей работать на территории США.

 Прежде всего, МЦНП может без колебания заявить, что в законах США не существует никакой подобной концепции «приемлемой иностранной организации». Напротив, существует правило, действующее по умолчанию, согласно которому любая организация (как иностранная, так и отечественная) имеет право работать на территории США; в законодательстве нет никаких специальных положений, предусматривающих какие-либо серьезные ограничения для иностранных организаций, касающиеся их права осуществлять свою деятельность на территории США. Чтобы опровергнуть утверждение депутата Макарова, МЦНП предлагает вашему вниманию краткую характеристику американского законодательства, касающегося регистрации иностранных организаций и осуществления ими своей деятельности на территории США. 

При рассмотрении вопроса о возможности иностранной организации осуществлять свою деятельность в США в качестве юридического лица речь идет о двух различных процедурах. Во-первых, в США существует определенный порядок создания и работы юридического лица (определяется законами штатов), который, в принципе, остается одним и тем же, независимо от того, какой статус – некоммерческий или коммерческий – имеет иностранная организация. Второй вопрос касается определения возможности такой организации получения статуса организации, не облагаемой налогами, в соответствии с налоговым законодательством США. Вопросы, связанные с взиманием федеральных налогов, не входят в сферу действия законов штатов, регулирующих деятельность иностранных организаций на территории США. 

В качестве предисловия к нашему разговору о процедуре регистрации хотели бы обратить ваше внимание на то, что в США очень часто вообще не требуется проходить процедуру регистрации. Ассоциации (объединения), даже те, что созданы на территории других стран, не обязаны проходить процедуру регистрации. Иностранная организация, безусловно, может даже открыть банковский счет в США, не проходя при этом процедуры регистрации (ей просто необходимо будет получить ИНН, что является простой административной формальностью), и при этом она сможет пользоваться правами, которые обычно имеют только организации, имеющие статус юридического лица, например, право владеть имуществом и т. п. 

В тоже время, чтобы осуществлять деятельность в США, иностранная организация может предпочесть зарегистрироваться как юридическое лицо в любом из штатов при условии, что у нее есть какие-то деловые отношения с этим штатом (например, открыт офис или ведется активная работа на его территории). Подтверждение права работать на территории того или иного штата представляет собой достаточно простую, недорогую и открытую процедуру, причем одну и ту же, как для американских, так и для неамериканских организаций (естественно, что, как правило, каждый штат не делает никакого различия между «иностранными» организациями, родом из других штатов, и «иностранными» организациями, постоянное местопребывания которых находится в другой стране, в отношении и тех и других используется термин «иностранная организация»). Данная процедура, хоть и может немного варьироваться в зависимости от штата, в целом обычно требует от организации только одного: предоставить в соответствующий регистрационный орган (как правило, государственному секретарю штата) рекомендательное письмо, подтверждающие ее деловую репутацию, и копии ее учредительных документов (учредительный договор или устав), заполнить основную информационную анкету и заплатить небольшой сбор.

Например, в штате Миннесота иностранная (как коммерческая, так и некоммерческая) организация обязана: предоставить государственному секретарю штата документ, подтверждающий ее деловую репутацию, имеющий срок давности не более 90 дней, выданный сотрудником органа, отвечающего за регистрацию деловых операций, или государственного органа, на территории которого расположен головной офис данной организации, а также заполнить форму, указав в ней: (1) юридическое название организации, присвоенное в том штате или стране, где она была создана; (2) название штата или страны, законодательство которых является для данной организации регулирующим, (3) имя сотрудника и наименование органа, зарегистрировавшего данную организацию в штате Миннесота. Организация должна иметь своего представителя, в качестве которого может выступать как частное лицо, так и организация, на законных основаниях зарегистрированная в штате Миннесота и имеющая зарегистрированный офис, при этом необходимо указать его подробный адрес, а не только номер почтового ящика; (4) указать некоммерческий статус организации, если она таковой является; в этом случае необходимо проверить, говориться ли в документе, подтверждающем деловую репутацию организации, о том, что она является некоммерческой, а также (5) заявление о регистрации, подписанное одним из руководителей: президентом, вице-президентом, секретарем или помощником секретаря. Организация обязана также заплатить регистрационную пошлину, размер которой составляет $200 для коммерческих организаций и $50 – для некоммерческих.

 Согласно Закону об иностранных организациях штата Миннесота, Глава 303.08, Подраздел 1, если организация (как коммерческая, так и некоммерческая) подала заявление в соответствии с законом, секретарь штата после уплаты всех пошлин и сборов, предусмотренных законом, обязан зарегистрировать заявление и выдать регистрационное свидетельство и разрешение на осуществление деятельности на территории штата. Таким образом, по закону штата Миннесота секретарь штата не имеет права решать, регистрировать иностранную организацию или нет. Кроме того, основания, позволяющие властям отозвать разрешение на ведение деятельности, также ограничены. Согласно Главе 303.18, генеральный прокурор может предъявить иск с требованием аннулировать разрешение на осуществление деятельности на территории штата, исходя из следующих оснований:

(1)разрешение на осуществление деятельности было получено путем обмана штата;

(2)разрешение на осуществление деятельности не должно было быть выдано организации в соответствии с условиями данной Главы;

(3)разрешение на осуществление деятельности было выдано с значительными нарушениями условий настоящей главы как до, так и в момент его выдачи;

(4)организация нарушила какое-либо требование законодательных актов, регулирующих ее деятельность, или злоупотребила или незаконно присвоила права или полномочия;

(5)организация намеренно и регулярно нарушала требования закона;

(6)организация совершила действие или не предприняла необходимое действие, что равносильно отказу ей в праве осуществлять деятельность на территории штата.

Кроме того, в случае если организация способна исправить допущенный недостаток, то иск об отзыве разрешения не должен подаваться до тех пор, пока генеральный прокурор не вышлет организации уведомление, в котором будут указаны выявленные недостатки или нарушения и будет содержаться предупреждение о начале процедуры отзыва разрешения в том случае, если организация не устранит данные недостатки или нарушения в течение 30 дней с момента отправки данного уведомления. 

Порядок, действующий в штате Миннесота, показателен с точки зрения общего подхода, которого придерживается каждый штат в отдельности, суть которого состоит в том, что этот порядок должен быть простым, недорогим и не допускающим использования субъективных оснований для отказа в регистрации. 

Иностранной организации может потребоваться пройти отдельную дополнительную процедуру регистрации в том случае, если она захочет осуществлять какие-то особые виды деятельности, например, получить разрешение конкретного штата на осуществление деятельности, связанной со сбором средств среди населения. Или, вполне возможно, у иностранной организации может возникнуть необходимость внести небольшие изменения в свой устав для того, чтобы соответствовать американским регистрационным требованиям, например, включить в устав положение о том, что ее деятельность призвана служить исключительно общественным интересам, то сделать это ей будет достаточно просто. Иностранная организация может также принять решение о создании своего филиала на территории США, юридическая форма которого может быть самой разной: общество с ограниченной ответственностью, кооператив и т.п. Действительно, существует масса способов организации работы иностранной организации натерритории США, но главный принцип остается одним и тем же – отсутствие каких бы то ни было предварительных условий (в том числе, требования подтвердить, что иностранная организация является «приемлемой») для предоставления иностранной организации возможности работать в США. 

Согласно федеральному налоговому законодательству США, иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории США, не может требовать предоставления себе безналогового статуса. При этом взносы индивидуальных спонсоров не подлежат вычету из налогооблагаемой базы, а иностранные организации не освобождаются от уплаты федерального подоходного налога с дохода заработанного (не подаренного) на территории США, за исключением иностранных организаций, желающих получить освобождение от уплаты этого налога в соответствии с Законом о внутреннем налогообложении США, 501 (с)(3). Более того, даже если организация захочет все-таки получить безналоговый статус, то ей нужно будет пройти процедуру, не предусматривающую никаких дискриминационных требований по отношению к ней как иностранной организации или организации, имеющей иностранные отделения или филиалы.

 Совершенно отдельную категорию, никак не связанную с регистрационными правилами или порядком получения безналогового статуса, образуют некоторые ограниченные основания, в силу которых некоторые иностранные организации могут не получить разрешение на осуществление деятельности на территории США или поддержание контактов с США. Например, правительство США, действительно, имеет списки конкретных иностранных лиц (как юридических, так и физических), которые, как было установлено, поддерживают или связаны с иностранными террористами, или участвуют в других видах деятельности, противоречащих законодательству США (например, отмывание денег, нажитых преступным путем). Поэтому организациям, в отношении которых было принято решение о внесении их в данные списки, может быть отказано в выдаче разрешения на осуществление деятельности на территории США, так же как американским организациям, в свою очередь, может быть запрещено сотрудничать с данными «заблокированными» организациями.

В качестве примера, в Указе Президента 13224 «О заблокировании имущества и запрете на проведение сделок с лицами, совершающими террористические акты или угрожающими нанести террористический акт или оказывающими помощь в их проведении» приведен перечень (Приложение) иностранных граждан и организаций, которые по решению Государственного секретаря на основе консультаций с Министром иностранных дел и Генеральным прокурором, были признаны виновными в совершении или создании риска террористических актов, угрожающих безопасности граждан США и национальной безопасности, международной политике и экономике США, а также граждан, которые по решению Государственного секретаря на основе консультаций с Министром иностранных дел и Генеральным прокурором были признаны принадлежащими, контролируемыми, или действующими в интересах и от имени организаций и лиц, перечисленных в Приложении. В соответствии с Указом 13224, любая сделка или договоренность, заключенная американским гражданином или на территории США в отношении имущества или прав на имущество, заблокированного на основании данного Указа, будет объявленной вне закона, например, предоставление или получение денежных взносов, товаров и услуг лицам и организациям, перечисленным в Приложении.

 Существует два важных момента, позволяющих провести четкое различие между мерами, принимаемыми на основании данного Указа (или иных аналогичных мер), и тем, что российское правительство предлагает осуществить в рамках обсуждаемого проекта закона. Во-первых, действие Указа распространяется только на конкретные организации, деятельность которых была подвергнута тщательному изучению и виновность которых была установлена прежде, чем было принято решение о блокировании их деятельности. Однако это не означает предполагаемой всеобщей проверки всех иностранных организаций до того, как они смогут зарегистрироваться и начать свою деятельность на территории США, так же как это не означает предварительного получения иностранной организацией статуса «приемлемой» как условия для получения разрешения на осуществление деятельности на территории США. Безусловно, как уже отмечалось выше, в США не существует общей процедуры, охватывающей все иностранные организации (или в данном случае, все иностранные некоммерческие организации) и предусматривающей получение положительного заключения о том, что они не представляют угрозу. Во-вторых, что не менее важно, данный Указ не проводит различия между коммерческими и некоммерческими организациями. В отношении всех иностранных организаций действуют одни и те же правила, независимо от того, являются ли они коммерческими или нет.