Как сделать работу НКО эффективной

Наталья Лосева: вскоре НКО смогут обходиться без СМИ, но не без умения рассказывать истории

Эксперт
Натальи Лосевой, стратегический директор компании «Мосгортур»

Второй день конференции «Добро», на которой собрались более 140 благотворительных фондов, был посвящен инструментам коммуникации и поиска ресурсов. Одним из самых ярких моментов конференции стало выступление эксперта сферы коммуникаций, стратегического директора компании «Мосгортур» Натальи Лосевой, которая советовала НКО, как рассказать о благотворительных проектах СМИ.
Вскоре благотворительные фонды и НКО не будут так сильно беспокоиться о взаимоотношениях со СМИ, как сейчас. Мы увидим замещение института СМИ социальными сетями, ньюсмейкерами. Стать ньюсмейкером и получить аудиторию сможет любой человек, умеющий рассказывать интересные истории так же ярко, профессионально и впечатляюще, как СМИ. Однако коммуникациям со СМИ нужно учиться в наши дни, а не в будущем, поскольку весь груз профессиональной коммуникации все равно будет лежать на сотрудниках и волонтерах фондов, прогнозирует Наталья Лосева.

Что может объединить пациента, волонтера, издание, журналиста и аудиторию? У каждого из них свой интерес. Пациент хочет получить помощь, волонтер — аудиторию, издание — рейтинг, в основе которого тоже лежит аудитория, журналист — эксклюзив, поскольку это его личный профессиональный рейтинг, гонорар, а аудитории нужны зрелища, переживания, эмоции, впечатления. Интересы этих разных заинтересованных сторон точно сходятся в таком жанре, как история, уверена Наталья Лосева.

В любой истории есть герой, событие, проблема, ее развитие и решение. Ошибка фондов и волонтеров заключается в том, что они не видят ситуацию комплексно, и когда приходят в СМИ, то сразу начинают говорить, что нужны деньги, не рассказывая истории, которая предшествует этому запросу, считает Лосева. А второй серьезной ошибкой эксперт считает язык, выбираемый благотворительными организациями для коммуникации и обращения к аудитории.

«В чем феномен заметок Панюшкина? Вам кажется, что это бытовой язык. А на самом деле это потрясающий литературный язык. Это примерно феномен Чехова. Для читателя Чехов пишет простым языком, что не вызывает раздражения, язык приятен, хорошо воспринимается. Это язык, в котором нет «клюквы», «сахарочка», слов «несчастная малютка», «детишки». Язык не в том, чтобы используя уменьшительные суффиксы, разжалобить. Придать приторность и разжалобить — это неконструктивно. Правильный язык, с точки зрения СМИ, эффективности конкретной заметки — тот, который будет органичным для этого издания, не будет выделяться по качеству среди других публикаций и сможет, как паззл, встать на свое место в восприятии читателя», — говорит Наталья Лосева.

Язык — это один из самых неразработанных инструментов написания заметок волонтерами, подчеркивает эксперт. «Это стереотип, что жалобить и сахарить — способ прийти к читателю. К сожалению, это лишь способ вызвать тошноту», — замечает Лосева.

НКО мало пользуются таким инструментом коммуникации, как формат подачи материала. Можно и нужно предлагать СМИ свои форматы, уверена Лосева. Это могут быть истории успеха, инфографика, онлайн-дневники. «Как только вы начнете стремиться разнообразить свое присутствие, то увеличите охват тех, кто вас заметил. Работа с форматами — путь к удвоению аудитории», — советует эксперт.

Какую именно тему предложить СМИ как инфоповод, какую проблему поднять в истории, нужно решать, исходя из контента самого СМИ (например, на одном развороте со светской хроникой вряд ли найдется место для проблемного материала об онобольных детях), а также условий, в которые ставит нас современная коммуникационная среда, отмечает Лосева.

«Ваш контакт с пользователями умещается в 30-40 секунд – столько времени в среднем тратит современный читатель на одну заметку. Вы должны за три секунды зацепить, еще за 10 секунд вызвать эмоцию, а за 15-20 секунд четко объяснить, что надо сделать», — говорит Лосева. Именно поэтому так важно в начале материала четко сформулировать все самое важное, а уже потом развивать сюжет.

Помочь удержать внимание читателя может выбор героя истории. Им может быть не только пациент, нуждающийся в помощи подопечный фонда, а, например, его помощник — врач, близкий родственник, ребенок, советует специалист. Аудитории сложно удерживать свое внимание на слабом герое, потому что «резерв эмоций, сострадания у аудитории конечен». От «чернухи» и «безысходности» все устают и ее отторгают, уверена Лосева.

Поэтому в любой истории должна быть перспектива. Хрестоматийный пример с точки зрения подачи и продвижения, считает Лосева, — слоган благотворительного фонда «Вера», показывающий, как даже такую грустную историю, как хосписы, можно «вывернуть» и показать с другой стороны: «Если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь».

Завершать свою историю Лосева рекомендует четким планом действий для читателя, иначе аудитория останется с вопросом «а что я могу сделать»? Нужно обозначить выход из ситуации: «если собрать деньги, то…», «если соберем подписи, то…».

Фондам важно научиться реагировать на тренды, принимать в расчет общественный резонанс, искать истории на темы, о которых сейчас все говорят, подчеркивает эксперт. «Переставайте быть просителями. Вы партнер для СМИ. Когда вы это осознаете, вас будут выбирать», — уверена Наталья Лосева.

Юлия Вяткина

Источник: Агентство социальной информации