Как сделать работу НКО эффективной

НКО предложили меры по исключению дискриминации некоммерческого сектора на рынке социальных услуг

В Москве 5 декабря проходит VII Всероссийская конференция «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере». Эксперты подчеркивают, что необходимо развивать сектор социальных услуг, предоставляемых НКО, уравнивать возможности для представителей различных секторов и предлагают свои рекомендации по поддержке СО НКО.

О том, что в социальной сфере необходимо исключить дискриминацию негосударственного сектора и убрать для него все барьеры, сказал Президент РФ Владимир Путин 4 декабря в своем ежегодном послании Федеральному собранию.

«Гражданина не должно заботить, где он получает социальную услугу – в государственной, муниципальной, частной организации. Его право – обратиться к тем, кто будет работать профессионально, с душой, с полной отдачей. Всё остальное, включая решение технических, организационных, юридических вопросов предоставления социальных услуг, – это обязанность государства, обязанность организовать соответствующим образом работу», — заявил Владимир Путин. Он добавил, что государство будет и дальше поддерживать социально ориентированные некоммерческие организации и использовать их предложения и опыт, в том числе при реализации социальных инициатив.

Путин также подчеркнул, что нужно убрать для негосударственного сектора в социальной сфере не только законодательные, но и организационные, административные барьеры.

«Нужно обеспечить равный доступ негосударственного сектора к финансовым ресурсам. Конкуренция – это решающий фактор повышения качества услуг социальной сферы. Кроме того, необходимо запустить механизм независимой оценки качества услуг, обеспечить открытость информации о работе учреждений социальной сферы», — сказал президент.

Согласно данным Росстата, сектор социально ориентированных некоммерческих организаций динамично развивается. Если в 2011 году в РФ действовало 96 тыс. СО НКО, то в 2013 году их число достигло 113 тыс. организаций. Прирост к 2011 году составил 16,5%.

Растет и количество работников, занятых в некоммерческом секторе. В 2011 году в секторе было задействовано более 445 тыс. работников, в 2013 — 626 тыс. (прирост составил 40,7%). Выросла также средняя численность добровольцев — на 36% (в 2013 году показатель составил 1, 346 тыс. человек).

Объем финансовой помощи СО НКО из федерального бюджета в 2014 году составил 10,3 млрд рублей. Субсидии из федерального бюджета на реализацию программ поддержки со НКО в 2014 году получили 45 субъектов РФ. Одним из критериев оценки в части принятия и реализации регионами нормативно-правовых актов по поддержке СО НКО является реализация механизма распределения бюджетного финансирования оказания социальных услуг на конкурсной основе путем предоставления бюджетных субсидий либо реализации механизма закупок работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд, отметил директор Департамента инновационного развития Минэкономразвития России Артем Шадрин.

В настоящее время Минэкономразвития разработало «дорожную карту» по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере. «Дорожная карта» предусматривает обобщение лучших практик организации конкурентного оказания услуг и привлечения негосударственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере за счёт бюджетного финансирования субъектами РФ и муниципальными образованиями на равных условиях с государственными и муниципальными учреждениями.

В частности, предлагается внедрить практику господдержки заемного финансирования НКО, оказывающих услуги в социальной сфере, аналогично механизму поддержки организаций малого и среднего предпринимательства (предоставление гарантий, субсидирование процентных ставок), в том числе с участием институтов развития.

Необходимость обеспечения доступа НКО к кредитам банков для вовлечения СО НКО в производство социальных услуг подчеркивает директор Центра гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ) Светлана Маковецкая.

«Нам нужно решить проблему доступа НКО к коммерческому кредиту, потому что некоммерческие организации проигрывают предпринимателям, у которых есть возможность свои оборотные средства пополнять», — отмечает Светлана Маковецкая.
Чтобы облегчить для НКО доступ к рынку социальных услуг, Маковецкая предлагает «разукрупнять лоты», то есть дробить комплекс социальных услуг в определенной сфере на отдельные услуги, которые будут по силам НКО. «Если услуга будет очень крупным лотом, НКО не справится с таким объемом обязательств», — отмечает эксперт.

Маковецкая обращает внимание, что при реализации механизма закупок услуг в образовании, здравоохранении, культуре необходимо учитывать полномочия субъектов по поддержке СО НКО, давать приоритет открытому конкурсу: выбирать наилучшего поставщика с учетом не только цены, но и других значимых качественных критериев, на основе которых НКО сможет конкурировать на рынке с бизнесом.

«Сегодня с впервые так жестко говорю о необходимости межведомственного взаимодействия – не только в закреплении «правил игры», но и, прежде всего, в снижении административных барьеров», — сказала Маковецкая.

Даже в регионах, где существует успешный опыт включения НКО в рынок социальных услуг, организации часто сталкиваются с различными административными барьерами. По словам заместителя руководителя Агентства Красноярского края по молодежной политике и реализации программ общественного развития Константина Гуреева, таким барьером, в частности, является отказ Министерства юстиции в разрешении НКО предоставлять социальные услуги на основе несоответствия определенного вида работы перечню видов услуг, которые могут предоставлять НКО. Например, транспортные услуги.

«Где нормативный документ, по которому допускаются эти ограничения? Услуга социального такси не будет выполняться в комплексе, если те же транспортные услуги не будут инициированы НКО», — говорит Гуреев. По его словам, в стране уже назрела необходимость вводить институт Уполномоченного по правам НКО.

По словам Елены Малицкой, директора Сибирского центра поддержки общественных инициатив, именно успешная сложившаяся практика успешного межведомственного взаимодействия позволяет реализовывать на территории области некоммерческие социальные услуги для граждан. Тем не менее, отмечает Малицкая, из-за того, что властные органы готовы пока отдавать на освоение НКО достаточно ограниченный круг услуг, существует острая необходимость в изменении отношения к сектору в целом, расширении его полномочий в представлении государства. «Если происходит сокращение бюджетов региональных министерств, то субсидии для обеспечения социальных услуг НКО первыми идут под нож», — говорит Малицкая.

Одним из главных аргументов для того, чтобы продвигать экспертную роль сектора в глазах государства, считает председатель правления Центра развития некоммерческих организаций Анна Орлова (Санкт-Петербург), может стать постоянный сбор и оценка данных вклада НКО в экономику. Конечно, пока лишь небольшая часть НКО готова представлять результаты своей работы в экономических показателях, отмечает Орлова, но даже те данные, которые удается собирать, свидетельствуют о значительной роли оказываемых НКО гражданам социальных услуг. Об этом, в частности, говорят результаты исследования, проведенного ЦРНО среди получателей социальных услуг от НКО в Санкт-Петербурге. Орлова особо подчеркнула, что в оценке социальных услуг необходимо учитывать не только ценовые, количественные показатели, но и «добавленную стоимость» — именно те качественные изменения, которые происходят вследствие оказания услуг.

Юлия Вяткина

Источник: Агентство социальной информации