Из брошюры «Взаимодействие с заинтересованными сторонами. Методическое руководство для НКО». АНО «Агентство социальной информации», 2008
Некоммерческие организации выступают как одна из значимых групп стейкхолдеров для социально ответственного бизнеса и власти. В современном мире, который ставит перед обществом в целом и каждым его субъектом в отдельности все усложняющиеся задачи, решить их порой можно, только объединив усилия. Осознание этого помогает власти, бизнесу и НКО понять, что они нужны друг другу.
Развитые институты гражданского общества необходимы бизнесу и власти, поскольку создают основу политической стабильности. НКО выполняют функцию медиации, то есть дают возможность договариваться, приходить в спорах, конфликтах к соглашению, общему решению, удовлетворяющему все стороны переговоров.
НКО могут предложить бизнесу более эффективное расходование благотворительных средств и модели сотрудничества в социальной сфере, а также помочь в минимизации экологических рисков, предупреждении трудовых конфликтов через интеграцию прав человека в деятельность компаний и реализацию партнерских проектов в области прав человека, укрепить корпоративную культуру через вовлечение сотрудников в волонтерские и благотворительные программы НКО, более эффективно наладить диалог с местным сообществом.
Автор книги «Стратегический менеджмент: теория и практика» А. Зуб считает, что НКО «особенно важны в качестве ценных стейкхолдеров, помогая организациям избежать конфликтов в социальной сфере, которые могут закончиться неблагоприятной оглаской в СМИ и испорченной репутацией. Они являются экспертами в делах, которые представляют. Поэтому компании нередко приглашают членов таких групп, обычно уважаемых и социально влиятельных граждан, участвовать в процессах стратегического корпоративного планирования в качестве консультантов или членов советов директоров».
Первые диалоги компаний с НКО стали проводиться в США и странах Западной Европы в 1970–1980-х годах и касались вопросов охраны окружающей среды. Их инициаторами были как сами компании, так и движения активистов природоохранных организаций. Целью такого взаимодействия было «поднять вопрос» охраны природы.
В августе 2005 года состоялась первая встреча руководства компании РАО ЕЭС с общественностью по вопросам экологии. На ней обсуждался «общественный заказ» в отношении экологической политики энергетических компаний. Независимые экологи предложили ряд идей, которые касались минимизации вредного воздействия энергетических производств на природу и человека, расширения практики использования альтернативных источников энергии, формирования систем экологического менеджмента и повышения прозрачности энергокомпаний. По итогам встречи представителям экологических организаций было направлено письмо с разъяснением позиции компании по каждому сделанному предложению. Многие из них были использованы при разработке экологической политики и механизмов ее реализации.
Из Отчета о социальной ответственности и корпоративной устойчивости РАО «ЕЭС России» за 2004–2005 годы
НКО – одни из самых заинтересованных читателей социальных отчетов бизнеса, откуда они черпают полезную информацию для своей деятельности.
Что касается власти, то она заинтересована в НКО как в легитимных представителях граждан, а также как в производителях социальных услуг в тех сферах, где государство самостоятельно не справляется – например, социальная помощь инвалидам, защита прав населения и пр. НКО обладают мобилизационным потенциалом, позволяющим вовлечь граждан в решение конкретных проблем по улучшению качества жизни, формированию местного сообщества.
Формы взаимодействия органов власти и НКО могут быть различными: общественные слушания, делегирование представителей общественности в принимающие решения комиссии и советы органов власти, семинары, конференции, участие НКО в социальном заказе, конкурсах муниципальных грантов и др. Одним из самых масштабных диалогов власти с НКО стал Гражданский форум, впервые проведенный в 2001 году по инициативе Президента РФ.