Как сделать работу НКО эффективной

НКО как стейкхолдеры

 Из брошюры «Взаимодействие с заинтересованными сторонами. Методическое руководство для НКО». АНО «Агентство социальной информации», 2008

Некоммерческие организации выступают как одна из значимых групп стейкхолдеров для социально ответственного бизнеса и власти. В современном мире, который ставит перед обществом в целом и каждым его субъектом в отдельности все усложняющиеся задачи, решить их порой можно, только объединив усилия. Осознание этого помогает власти, бизнесу и НКО понять, что они нужны друг другу.

Развитые институты гражданского общества необходимы бизнесу и власти, поскольку создают основу политической стабильности. НКО выполняют функцию медиации, то есть  дают возможность договариваться, приходить в спорах, конфликтах к соглашению, общему решению, удовлетворяющему все стороны переговоров.

НКО могут предложить бизнесу более эффективное расходование благотворительных средств и модели сотрудничества в социальной сфере, а также помочь в минимизации экологических рисков, предупреждении трудовых конфликтов через интеграцию прав человека в деятельность компаний и реализацию партнерских проектов в области прав человека, укрепить корпоративную культуру через вовлечение сотрудников в волонтерские и благотворительные программы НКО, более эффективно наладить диалог с местным сообществом.

Автор книги «Стратегический менеджмент: теория и практика»  А. Зуб считает, что НКО «особенно важны в качестве ценных стейкхолдеров, помогая организациям избежать конфликтов в социальной сфере, которые могут закончиться неблагоприятной оглаской в СМИ и испорченной репутацией. Они являются экспертами в делах, которые представляют. Поэтому компании нередко приглашают членов таких групп, обычно уважаемых и социально влиятельных граждан, участвовать в процессах стратегического корпоративного планирования в качестве консультантов или членов советов директоров».

Первые диалоги компаний с НКО  стали проводиться в США и странах Западной Европы в 1970–1980-х годах и касались вопросов охраны окружающей среды. Их инициаторами были как сами компании, так и движения активистов природоохранных организаций. Целью такого взаимодействия было «поднять вопрос» охраны природы.

 В августе 2005 года состоялась первая встреча руководства компании РАО ЕЭС с общественностью по вопросам экологии. На ней обсуждался «общественный заказ» в отношении экологической политики энергетических компаний. Независимые экологи предложили ряд идей, которые касались минимизации вредного воздействия энергетических производств на природу и человека, расширения практики использования альтернативных источников энергии, формирования систем экологического менеджмента и повышения прозрачности энергокомпаний. По итогам встречи представителям экологических организаций было направлено письмо с разъяснением позиции компании по каждому сделанному предложению. Многие из них были использованы при разработке экологической политики и механизмов ее реализации.

 Из Отчета о социальной ответственности и корпоративной устойчивости РАО «ЕЭС России» за 2004–2005 годы

НКО – одни из самых заинтересованных читателей социальных отчетов бизнеса, откуда они черпают полезную информацию для своей деятельности.

Что касается власти, то она заинтересована в НКО как в легитимных представителях граждан, а также как в производителях социальных услуг в тех сферах, где  государство самостоятельно не справляется – например, социальная помощь инвалидам, защита прав населения и пр. НКО обладают мобилизационным потенциалом, позволяющим вовлечь граждан в решение конкретных проблем по улучшению качества жизни, формированию местного сообщества.

Формы взаимодействия органов власти и НКО могут быть различными: общественные слушания, делегирование представителей общественности в принимающие решения комиссии и советы органов власти, семинары, конференции, участие НКО в социальном заказе, конкурсах муниципальных грантов и др. Одним из самых масштабных диалогов власти с НКО стал Гражданский форум, впервые проведенный в 2001 году по инициативе Президента РФ.