Как сделать работу НКО эффективной

Законы и благотворительность

В конце сентября этого года в Общественной палате РФ прошла Международная конференция «Законодательство о благотворительности: реформы в России и европейский опыт», организатором которой выступила Комиссия по развитию благотворительности и волонтерства ОП РФ и ряд некоммерческих организаций. Участники конференции говорили о том, какие изменения необходимо внести законодательство России, чтобы сделать благотворительную деятельность в нашей стране популярной и доступной каждому желающему. Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов в своем выступлении, в частности, сказал, что в последнее время резко изменилось в лучшую сторону отношение к гражданскому обществу, в том числе благодаря и руководству страны. Генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина и член ОП РФ Лариса Зелькова тоже подчеркнула, что власть переосмысливает свое отношение к гражданскому обществу, правда, несколько хаотично, что выражается в противоречивости законодательства. Советник Центра корпоративного гражданства (Германия) Михаэль Бюрш отметил, что заинтересованность государства в развитии благотворительности возникает тогда, когда оно не может взять на себя решение всех социальных потребностей общества. Исполнительный директор Charities Aid Foundation (Великобритания) Джон Лоу, сказал, что люди не должны пассивно принимать помощь государства, а сами должны быть готовы что-то сделать. Советник президента РФ и глава Совета по развитию гражданского общества и правам человек Михаил Федотов признал, что в области благотворительности наше «законодательство развивается зигзагами». Но главное, в этом направлении «движение есть, и мы должны двигаться дальше». После пленарных выступлений работа продолжилась на секциях, где прорабатывались конкретные меры по улучшению законодательства о благотворительности. Участники конференции пришли к мнению, что благотворительность может решить немало социальных проблем в стране, но для этого необходима поддержка государства в виде определенных законодательных изменений и налогового стимулирования. Как выяснилось на круглом столе «Взаимодействие гражданского общества и государства в Германии», вопросы развития гражданского общества волнуют не только россиян. Многие страны, в том числе и те, которые мы называем «благополучными», тоже находятся в поиске новых механизмов государственной поддержки и стимулирования развития гражданского общества. Из 82 миллионов граждан Германии 23 миллиона активно участвуют в волонтерской деятельности, отметил М. Бюрш. Почти половина добровольцев трудятся в обществах или объединениях, которые предлагают им широкий спектр деятельности. Области, в которых преимущественно работают немецкие волонтеры, – это спорт, досуг и культура. Добровольческая деятельность в социальной сфере в ФРГ играет вспомогательную роль, поскольку здесь государство само заботится об удовлетворении насущных потребностей людей. Если брать цифры, то общее количество активистов в социальном обеспечении, здравоохранении, работе с молодежью и религии составит около 5 миллионов человек. Исследования мотивации участия немецких граждан в благотворительных проектах показали, что преобладающими мотивами волонтерской деятельности являются стремление сделать вклад в общее благо и возможность общения с другими людьми. В Германии сегодня зарегистрировано около 20 тыс. благотворительных фондов, и около 200 из них существуют с XVI века. Однако, несмотря на многовековую историю, вклад фондов в финансовое обеспечение некоммерческого сектора ФРГ составляет менее 1%. Большинство фондов располагают небольшим капиталом (менее 500 тыс. евро), и только единицы имеют значительные средства в размере от 50 до 100 млн евро, что позволяет им поддерживать волонтерскую работу на ренту от капитала. Треть всех фондов занимаются социальной тематикой, 15% – образованием, 14% – искусством и культурой и около 13% фондов поддерживают науку и исследовательские разработки. Похожая история в Германии и с пожертвованиями, которые имеют столь же длительную историю, как и фонды. Их роль также невелика – общая сумма пожертвований составляет лишь 3% от доходов некоммерческих организаций. Четверть из них приходится на социальную сферу, и примерно по 5 % – на помощь в чрезвычайных ситуациях, на религиозные общества и на экологические организации. Основные же средства (около 60%) немецкие НКО получают из государственных источников в форме грантов или как возмещение расходов. Пожертвования в ФРГ вычитаются из налогооблагаемой базы – до 20% от общего годового дохода могут не облагаться налогом. В Германии государственный сектор в сфере социального обеспечения (так называемое «социальное государство») покрывает социальные риски граждан в здравоохранении, пенсионном обеспечении, занятости, выплачивает пособия нуждающимся группам населения, поддерживает людей с ограниченными возможностями. Однако старение нации (сегодня в ФРГ почти четверть граждан – старше 60 лет) и нынешний финансовый кризис, который заставил государства сократить расходы и в социальной сфере, несколько поколебали эту складывающуюся десятилетиями систему. И хотя социальная деятельность предприятий и гражданское участие граждан неспособны в полной мере заменить мощные инструменты социального государства, но они, по мнению М. Бюрша, могут заполнить некоторые пробелы. Поэтому будущее за смешанной моделью социального обеспечения, в которой государство гарантирует каждому гражданину основные социальные права, а бизнес и гражданское общество поддерживают социальное обеспечение в областях, где такая поддержка необходима. О взаимодействии государства и гражданского общества в Германии рассказал руководитель компании европейских коммуникаций «ЕвроКом» Микаэль Эрнст-Пёрксен. Специфика в ФРГ такова, что важную роль в социальной сфере страны играют несколько крупных благотворительных союзов, среди которых Красный крест, католическая и протестантская церкви, рабочее движение и некоторые другие. В состав этих союзов входят тысячи более мелких членских организаций. Более того, благотворительные союзы в Германии не только интегрированы в социальную политику, но и через свои членские организации являются крупнейшими поставщиками социальных услуг. Благотворительные союзы, кроме того, выступают в качестве посредников, направляющих государственные дотации и налоговые льготы в свои членские организации. Источником влияния благотворительных союзов является их специфическая роль в схеме: государственное социальное учреждение – получатель – поставщик социальных услуг. Принцип субсидиарности, о котором сказано в Кодексе социального права Германии, подразумевает, что нуждающееся лицо, определенное законом, имеет право получить некую услугу, также определенную законом, а государственное учреждение должно выделить деньги за оказание этой услуги. Услугу же должна оказать «частная» организация. «Частной» до последнего времени в ФРГ в этом контексте подразумевалась некоммерческая организация. В итоге НКО – члены благотворительных союзов стали привилегированными поставщиками услуг в здравоохранении, уходе за больными, работе с молодежью и в некоторых других социальных сферах. Их участие в перечисленных областях деятельности составляет более 40%, или 38 млрд евро. Благотворительные союзы являются крупнейшим работодателем Германии – они обеспечивают занятость полутора миллионов граждан страны. В 1990-е годы после передела границ между государственным и частным сектором здравоохранение, уход за больными, работа с молодежью стали предметом рыночных отношений. И благотворительные организации из получателей грантов превратились в рыночных игроков. Возник конфликт интересов с коммерческими организациями, работающими в этих областях. Поэтому в новых условиях привилегии благотворительных организаций вызывают множество вопросов. Кроме того, Евросоюз считает налоговые льготы незаконными, если они нарушают свободную конкуренцию. В Германии большая часть организаций третьего сектора существует в форме союзов и фондов. При этом налоговое законодательство страны практически нейтрально по отношению к правовым формам: налоговые льготы в принципе доступны всем корпорациям, упомянутым в Законе о корпоративном налоге. Меняется и само законодательство о льготах. В последнее время правительство Германии отказалось от финансирования культурных проектов и урезало государственные субсидии на социальную сферу. По мнению немецких экспертов, будущее налоговых льгот в ФРГ будет зависеть от того, каким образом изменятся условия финансирования в сферах, где работают организации третьего сектора. После докладов немецких коллег участники круглого стола перешли к вопросам. Один из них задала ведущая дискуссии, член Общественной палаты Елена Тополева: «Есть ли стратегии развития гражданского общества в Германии?» Михаэль Бюрш ответил, что наличие или отсутствие стратегии зависит от того, кто образует правительство страны. «Нынешнее правительство консерваторов не имеет такой стратегии. А мы в ней очень нуждаемся. У Германии сейчас не хватает средств – кризис. Давайте посмотрим, где может помочь гражданское общество? Нужно усиливать возможность гражданского общества взаимодействовать с государством, чтобы все большее количество людей способствовали развитию страны. Но такой стратегии сейчас нет». Микаэль Эрнст-Пёрксен, отвечая на этот же вопрос, отметил, что здесь Германия ближе к России, чем к Англии: «Речь о том, чтобы все отдать на откуп гражданскому обществу, пусть люди сами о себе заботятся, но… Гражданское общество не является монолитом, у нас разные интересы, а стратегия базируется на общих интересах. Надо понять, что мы хотим увидеть в стратегии. Если усилить участие людей – надо давать им власть. Если стратегия в том, чтобы собрать больше средств, – надо обсуждать, какие услуги хочет оказывать гражданское общество. То есть, прежде всего надо определить проблему».

Геннадий Шалаев