Как сделать работу НКО эффективной

Заключение на проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

1. Проект Федерального закона, как следует из его содержания, в значительной степени направлен на прекращение деятельности в Российской Федерации представительств и отделений иностранных благотворительных организаций, осуществляющих деятельность с привлечением российских общественных, неправительственных организаций и граждан в области развития науки, культуры, образования, распространения информации, средств массовой информации, культурного и научного обмена.

 

2. Статья 2 проекта обязывает отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций преобразовываться в форму общественных организаций, подлежащих государственной регистрации. Вместе с тем такие организации созданы по законодательству соответствующего иностранного государства и образованы в форме учреждений (Stiftung) в Германии, фондов (Foundation, Fund) в США и Англии, ассоциаций (Associacion) во Франции. По действующему законодательству указанных стран эти организации не являются общественными, поскольку не предполагают наличия членства. Они создаются одним лицом (несколькими лицами) путем выделения имущества, направляемого на поддержание гуманитарных программ в сферах образования, культуры, науки, гуманитарного международного сотрудничества, международного научного и культурного обмена. Представительства таких благотворительных организаций за границей, в том числе в России, не являются юридическими лицами и выполняют лишь представительские функции, определяя области сотрудничества, требующие организационной и финансовой поддержки в целях развития и укрепления демократии и гражданского общества. Цели деятельности представительств и организаций, вытекающие из уставов или иных учредительных документов организаций, сообщаются в Министерство иностранных дел РФ и иные государственные органы и организации, дающие разрешение на открытие представительств или отделений.

 

3. Вменение в обязанность иностранным благотворительным организациям преобразовывать свои представительства и отделения в России в общественные организации повлечет за собой полное прекращение деятельности этих организаций, поскольку законодательством иностранных государств не предусмотрено изменение организационно-правовой формы как самих этих организаций, так и их представительств. Уставными документами благотворительных организаций, как правило, не предусматривается создание ими неких общественных организаций (объединений?) за границей. Следовательно, представительства в России будут ими закрыты. Вместе с закрытием представительств и отделений прекратится выполнение многочисленных гуманитарных образовательных проектов и программ, осуществляемых в настоящее время по всей территории Российской Федерации.

 

4. Проект закона в ч. 4 ст. 2 требует не только создания вместо представительства или иного структурного подразделения иностранный некоммерческой (благотворительной) организации новой общественной организации, но и представления для государственной регистрации всех учредительных уставных документов самой неправительственной некоммерческой организации (объединения). Тем самым вновь созданная общественная организация даже с точки зрения действующего закона РФ «Об общественных организациях» № 82-ФЗ общественной признана быть не может, поскольку изначально она не будет являться общественным объединением.

 

5. Пункт 5 ст. 2 проекта содержит противоречие, поскольку, с одной стороны, предусматривает отказ в государственной регистрации структурного подразделения по весьма оценочным основаниям – «если действия соответствующего учредителя направлены на осуществление экстремистской деятельности. Способствуют легализации денежных средств, полученных противоправным путем», а с другой стороны – содержит запрет отказывать в государственной регистрации по мотивам целесообразности в создании общественного объединения. Проект закона не содержит указаний, какой орган и в каком порядке должен определять все перечисленные причины отказа. Имеется и терминологическая неясность: общественная организация или общественное объединение может пониматься неоднозначно как законодателем, так и правоприменителем.

 

6. Предусматриваемый проектом тотальный контроль за деятельностью некоммерческих и общественных организаций (см. п. 7 ст. 2, п. 8 ст. 2, п. 6 ст. 3, п. 4 ст. 3, п. 8 ст. 3 )практически полностью парализует деятельность как иностранных благотворительных организаций на территории РФ, так и делает практически невозможной деятельность российских некоммерческих и общественных организаций. Предусмотренные п. 4 ст. 3 проекта регулярные проверки не только финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций и общественных объединений, очевидно, как неясно вытекает из содержания указанной статьи, дополняющих требования установленной налоговой отчетности, но и проверки содержательной части деятельности, направление «проверяющих» на мероприятия, проводимые организациями, для проверки соответствия деятельности организации ее уставным целям возвращает общество в коммунистическое тоталитарное прошлое. Вмешательство во внутреннюю жизнь и деятельность некоммерческих, неправительственных организаций нарушает ст. 20 Всеобщей Декларации прав человека, ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Декларации о праве на развитие (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 1986 г.).

 

7. Ограничения права на ассоциацию, предусмотренные перечисленными нормами, недопустимо, поскольку государство не может совершать какие-либо действия, направленные на уничтожение любых прав и свобод, признанных международными пактами (ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах).

 

8. К проекту имеются и другие замечания по существу предлагаемых изменений в законодательство, но все они укладываются в схему уже изложенных замечаний, а именно, проект противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, а также конституционным принципам защиты прав и основных свобод человека и гражданина.