Как сделать работу НКО эффективной

Под знаком доброй воли: развитие волонтерства без профанации

Светлана Рубашкина, генеральный директор Центра развития социально-культурных проектов «Своя траектория»

За последние несколько лет общими усилиями многих заинтересованных людей и организаций удалось многое сделать для продвижения идей по формированию в стране благоприятной среды для развития добровольчества.

В 2009 году принята Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчеству в Российской Федерации, затем появились новые законы, облегчающие жизнь НКО, которые привлекают к своей деятельности волонтеров . Развитие добровольчества в России стало трендом государственной политики и приобрело новое общественное звучание. О значимости волонтерского труда сегодня регулярно можно слышать с самых высоких трибун. В продвижение ценностей добровольчества включились СМИ.

Не менее активно, чем федеральный центр, в формировании «общественной моды» на добровольчество в России участвуют регионы. Особенно рьяно ведется работа по вовлечению в эту сферу молодежи, начиная со школьного возраста. Например, только в августе этого года эксперты краснодарского Центра развития социально-культурных проектов «Своя траектория» приняли участие в четырех молодежных добровольческих лагерях (от муниципального до федерального уровня), проходивших на территории Краснодарского края. Причем только один из них был организован на грант частного фонда, а остальные финансировались за счет бюджетных средств. Практически все обучающие программы, проводимые в рамках этих лагерей, были ориентированы на формирование у добровольцев навыков социального проектирования и взаимодействия с местным сообществом.

Казалось бы, то, за что так долго и настойчиво боролись НКО, становится реальностью. Но вот несколько наблюдений, которые дают основания считать, что до всеобщего ликования еще далеко.

Из отчетов управлений по делам молодежи администраций различных регионов можно понять, что число волонтеров неуклонно растет. Причем так быстро, что периодически не хватает волонтерских книжек для вновь испеченных добровольцев. Но когда мы спрашивали активистов летних добровольческих смен об их реальном опыте волонтерства, они просто перечисляли массовые публичные мероприятия, организованные местной администрацией, в которых они приняли участие.  При этом на наши вопросы – а сами-то вы что хотели бы сделать, кому и как помочь, и почему это важно лично для вас – внятные ответы звучали крайне редко.

Чтобы найти среди ребят единомышленников, приходилось начинать с самого начала и вместе разбираться – почему люди становятся волонтерами и какие личные интересы в результате участия в добровольческой деятельности они могут  удовлетворить. Мы хотели, чтобы они приняли и разделили базовые принципы волонтерства: это деятельность, не направленная на извлечение прибыли; она является результатом свободной воли человека; результат волонтерской деятельности приносит пользу третьим лицам, но так же и самим добровольцам.

Еще один момент, вызывающий сомнения, – содержание обучающих программ для организаторов волонтерских проектов и сама технология их обучения.

Наша летняя «лагерная» практика показала, что зачастую дело обстоит так: для участия в обучающей программе для волонтеров приглашается группа экспертов, количество и профессионализм которых, как правило, зависят даже не от финансовых ресурсов организаторов лагеря, а скорее от того, насколько организаторы сами погружены в тему добровольчества и какое представление об экспертном сообществе они имеют. При этом перед приглашенными экспертами не ставятся конкретные задачи, увязанные общей логикой с главной целью и задачами обучающей программы. Просто каждому предлагается «позажигать» на тему добровольчества в «короткометражном формате» (1–2 часа). Действительно, этого времени хватает, чтобы привлечь внимание ребят к волонтерской работе и вызвать интерес к участию в социальных добровольческих проектах. Но этого явно недостаточно, чтобы научить их социальному проектированию, подвигнуть на разработку собственного проекта, сформировать навыки его планирования, определить стратегию реализации конкретных проектов.

Главная же проблема таких обучающих программ в том, что сами организаторы зачастую не представляют, каким должен быть продукт обучения волонтеров, что они хотят получить на выходе в результате проведения обучающей программы, каким образом, вернувшись домой,  волонтеры смогут применить полученные знания и навыки на практике.

Впрочем, успешный опыт есть и в этой сфере. Например, программа специализированной смены «Доброволец России», которую провел в августе 2011 года Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сотрудничестве с Всероссийским детским центром «Орленок». Ее участниками стали сто подростков 12–15 лет из 27 регионов России.  Цель, на которую работала наша команда экспертов (педагоги, психологи, специалисты некоммерческого сектора), – увлечь ребят идеей личного участия в волонтерской деятельности по поддержке детей с ограниченными возможностями, помочь им создать собственные добровольческие проекты в этой сфере и найти взрослых партнеров для их реализации. Участники смены разработали 12 проектов, которые затем были представлены на семинаре для взрослых – сотрудников организаций, заинтересованных в развитии добровольчества на региональном уровне. Они выразили готовность помочь ребятам в реализации проектов, а Фонд пообещал отправить письма поддержки детских проектов в адрес губернаторов этих регионов.

Не менее интересен опыт вовлечения молодежи в добровольческую деятельность, накопленный Благотворительным фондом В. Потанина. Тем, кто стал потанинскими стипендиатами, Фонд предлагает возможность участвовать в Зимней и Летней школах, где проводятся конкурсы добровольческих проектов, разработанных по личной инициативе студентов-«потанинцев». Школы пользуются большой популярностью в студенческой среде, поскольку их содержание и формат отвечают самым разным интересам социально активной молодежи. Здесь можно познакомиться с близкими по духу ровесниками из других регионов, обрести среди них новых друзей и вместе незабываемо провести «школьные» дни.  А еще можно встретиться с известными в стране людьми и лично  обсудить с ними самые острые проблемы современного российского общества. Кроме того, продуманная программа тренингов и мастер-классов школ позволяет ребятам повысить уровень знаний и навыков в социальном проектировании и прямо здесь доработать свои проекты. Лучшие из этих проектов получают финансовую поддержку Фонда и реализуются в регионах, представленных участниками.

Факторы успеха такой модели работы с социально активной молодежью очевидны: разработчики школ стимулируют проявление личной добровольческой инициативы стипендиатов, предлагая им возможности для профессионального и личностного роста, а также для самореализации в общественной сфере. При этом продвижение идей и ценностей добровольчества среди участников школ идет не только на уровне слов, но и на уровне действий – путем вовлечения их в реальную социальную практику и публичного поощрения результатов их работы. А это значит, что у ребят формируется определенная модель поведения, которая для них становится нормой общественной жизни. И в ее основе лежат инициатива, личная ответственность и взаимопомощь.

Несмотря на эти и другие успешные примеры, вопрос об эффективности  продвижения добровольческих ценностей в масштабах страны остается открытым.

Так, на своем опыте проведения фестиваля «Добрый Краснодар» и участия во всероссийской акции «Весенняя неделя добра» мы убедились, что граждане разных возрастов, независимо от размера их кошелька и социального статуса, охотно откликаются на предложения принять участие в добровольческих инициативах. Но чтобы организовать массовое волонтерское движение, кроме энтузиазма и профессионализма, нужна системная работа, подкрепленная административными и финансовыми ресурсами.  Яркие публичные мероприятия НКО делают свое дело, привлекая к волонтерскому движению внимание новых сторонников, но они не могут решить задачи по созданию и поддержки инфраструктуры для развития волонтерства.

В то же время местная власть пока больше заинтересована в публичности и красивых отчетах на тему развития волонтерства, чем в том, чтобы разработать долгосрочные программы содействия НКО в данной сфере. Но хуже всего, когда чиновники пытаются возглавить процесс по организации волонтерского движения, занимаясь профанацией и начетничеством.

Глядя на происходящее, приходишь к выводу, что общественному сектору пора снова объединиться и совместными усилиями донести до представителей власти простую мысль: чтобы наращивать и эффективно использовать в решении социально значимых проблем такой ресурс, как добровольческий труд граждан, со стороны государства необходимо реальное содействие (материальные ресурсы, публичное признание, формирование позитивного имиджа добровольчества и т.п.), а не командно-административное «стимулирование» потенциальных волонтеров. При этом личное волонтерское участие чиновников разного уровня в социальном служении может стать мощным позитивным примером для других молодых и взрослых граждан нашей страны.