Как сделать работу НКО эффективной

О социальном предпринимательстве как источнике финансово-экономической устойчивости российских негосударственных некоммерческих организаций

Наталия Зверева, директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»

Некоммерческие организации в России, пройдя за 20 лет стадию первичного становления, пока все же не сформировали полноправный третий сектор российской экономики.

Можно выделить несколько основных факторов, которыми объясняется незрелость этого сектора в нашей стране:

1)      пожертвования еще не стали неотъемлемой частью жизни российского общества и не являются привычным явлением ни для граждан, ни для бизнеса;

2)      законодательство не поощряет налоговыми льготами коммерческую деятельность некоммерческих организаций, осуществляемую в целях выполнения миссии организации;

3)      не являясь заметной частью экономики, НКО не стали влиятельным участником диалога с властью по вопросам законодательного и административного регулирования их деятельности;

4)      российские НКО не привыкли рассматривать и анализировать свою деятельность с экономической точки зрения, то есть не как организаций, выполняющих социальную миссию, но как организаций, имеющих доходы и расходы, оценивая каждую свою программу с точки зрения экономической эффективности и возможной базы финансирования.

Российские НКО с разной степенью успешности используют следующие инструменты для привлечения финансирования:

1)      традиционный, в том числе интернет-фандрайзинг;

2)      проектный фандрайзинг, или целевое финансирование программ донорами, определяющими основные цели и параметры программ и контролирующими их реализацию;

3)      государственные гранты;

4)      коммерческая деятельность, соответствующая уставным целям НКО, в том числе осуществляемая дочерними хозяйственными обществами;

5)      эндаумент (целевой капитал) – целевой фонд финансирования организации, создаваемый, как правило, за счет разовых частных и бизнес-пожертвований;

6)      коммерческие займы.

Оценивая трудности применения вышеперечисленных инструментов, прежде всего следует упомянуть замкнутый круг взаимного влияния постоянной нехватки финансирования и невозможности привлечения высококвалифицированных кадров для управленческого и экономического штата российских НКО.

В России пока очень слабо представлен интернет-фандрайзинг, который при сборе пожертвований физических лиц является одним из самых мощных инструментов, поскольку позволяет представителям среднего класса, не тратя лишнего времени и не отрываясь от работы, пожертвовать деньги на цели, которые они считают важными.

Государственные гранты являются стабильным источником финансирования, но они не должны и не могут быть единственным источником доходной части бюджета НКО.

Коммерческая деятельность в рамках выполнения миссии организации, в том числе с помощью дочерних коммерческих организаций, – инструмент, который абсолютно недостаточно используется российскими НКО. А причина та же – недостаточная бизнес-квалификация представителей российских НКО. Этот инструмент дает возможность некоммерческим организациям учреждать и дочерние социальные предприятия, связанные с основной миссией НКО. Такая практика, в частности, очень распространена в США и Великобритании.

Проектный фандрайзинг для зарубежных некоммерческих организаций является основным источником финансирования. Но НКО, вступая в конкуренцию за средства доноров, должны представить им четкое описание программы, бюджета, доказать свою способность вести постоянный прозрачный учет расходов по проекту и предложить показатели оценки собственной эффективности при осуществлении данной программы. Многие российские НКО, к сожалению, пока к этому не готовы.

Эндаументы как инструмент финансирования деятельности некоммерческих организаций интересны с точки зрения возможности покрытия непроектных расходов, но применяются они в России все еще редко (в основном для финансирования вузов), и позитивной юридической и налоговой практики применения данного инструмента пока явно недостаточно.

НКО И КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Быть или не быть НКО в России? Минусы всем известны, в чем же плюсы?

Некоммерческие организации, социальные предприятия, коммерческие организации – каждый из этих видов экономической и социальной активности полезен обществу и не может быть исключен из его жизни без потерь. Некоммерческие организации незаменимы, когда речь идет о срочной помощи при природных или гуманитарных катастрофах, сборе средств, необходимых для срочной медицинской помощи, для реализации волонтерских проектов.

Коммерческие предприятия – основа любой современной экономики. Они выполняют не только экономическую, но и социальную миссию, создавая рабочие места, формируя конкурентную среду, стимулируя инновации.

Социальные предприятия также появились не случайно, и рост их числа является ответом на накопленные обществом трудноразрешимые социальные проблемы. В рамках решения этих проблем предприниматели получают возможность создавать необходимые людям товары и услуги, повышать уровень их жизни.

Государство показывает свою заинтересованность в развитии третьего сектора, постепенно наращивая объем выделяемых грантов, расширяя и уточняя законодательство, касающееся социально ориентированных НКО (СО НКО). Оценить же плюсы своей работы российские НКО могут, не только четко отслеживая ее результаты и получая моральное удовлетворение от той деятельности, ради которой они пренебрегли другими сферами, но и становясь с каждым годом все более влиятельной общественной силой и пользуясь ее преимуществами. НКО способны найти наиболее эффективную стратегию взаимодействия с государством, рассматривая его в качестве одного из бизнес-партнеров: в конечном итоге государственным структурам, предоставляющем гранты, нужна такая же четкость финансовых проектных показателей, а также показателей эффективности реализации программы, как и негосударственным донорам.

Почему не стоит спешить с тем, чтобы закрыть НКО и открыть вместо нее коммерческую организацию с тем же названием?

Руководителям НКО нужно четко отдавать себе отчет в собственных целях и задачах: НКО создаются с целью реализации конкретной социальной миссии. Большая часть организационно-правовых форм, в которых могут действовать НКО, дает им право на осуществление коммерческой деятельности, связанной с выполнением миссии организации. Ликвидация НКО и создание вместо нее коммерческой фирмы не позволит достичь социальной цели организации, ведь основная цель коммерческой организации – извлечение прибыли. Добиться одновременно и финансовой стабильности, и реализации социальной миссии некоммерческим организациям трудно, но возможно, основывая и развивая дочерние социальные и коммерческие предприятия, прибыль которых должна направляться на уставную деятельность НКО.

Для каких организаций такой шаг может быть оправданным?

Переход из некоммерческого сектора в коммерческий способны выдержать только организации, которые в рамках реализации своей социальной миссии могут предложить рынку инновационные товары и услуги по привлекательным ценам, организации, которые готовы к рыночной конкуренции, но не хотят отказываться от своей социальной миссии. Именно такие организации называются социальными предприятиями.

Что предпочтительнее: отдельное предпринимательское направление в рамках НКО или новая коммерческая организация?

Осуществление коммерческой деятельности возможно как в рамках выделенного направления в структуре НКО, так и в форме дочерней коммерческой организации. В первом случае, однако, необходимо обеспечить четкое разделение доходов, расходов и активов по видам деятельности во избежание налоговых претензий и для обеспечения достаточной прозрачности деятельности НКО.

Можно ли вообще говорить о некоммерческих организациях как о классе, или нужно отдельно говорить об НКО разных организационно-правовых форм? Всем ли НКО полезно заниматься социальным предпринимательством?

Об НКО можно и нужно говорить как о формирующемся третьем секторе экономики. НКО могут объединяться не только по принципу выбранной организационно-правовой формы, но и по направлениям решаемых социальных проблем, по регионам, добиваясь общих целей и решая общие проблемы.

Социальное предпринимательство как вид деятельности может стать важным и эффективным с финансовой точки зрения направлением деятельности для тех НКО, которые в соответствии с законодательством имеют право на осуществление предпринимательской деятельности, а также на учреждение коммерческих хозяйственных обществ.

Фонд «Наше будущее» оказывает поддержку начинающим социальным предприятиям, созданным в том числе в форме некоммерческих организаций, как в рамках Всероссийского конкурса проектов в сфере социального предпринимательства, так и через региональные центры консалтинга и аутсорсинга. Проекты, выбранные в рамках конкурса и отвечающие критериям социального предпринимательства, получают долгосрочные беспроцентные займы. Центры консалтинга и аутсорсинга помогают оформить идею в бизнес-концепцию, разработать бизнес-план, предлагают по доступным ценам юридический и бухгалтерский консалтинг и аутсорсинг.

Многие руководители НКО сомневаются, этично ли их организации заниматься предпринимательской деятельностью. Почему возникает такой вопрос?

Дискуссии по поводу этичности коммерческой деятельности для НКО, а также ее возможного объема и влияния на выполнение организацией своей социальной миссии до сих пор не прекращаются среди деятелей этого сектора и экспертов, хотя и в США, и в странах Западной Европы это направление активно развивается в течение столетия. В России же восприятие этих вопросов осложняется пережитками советских взглядов и этических установок, а также недоброй памятью о криминальных схемах, существовавших в начале рыночных реформ, когда некоторые некоммерческие организации, имевшие налоговые льготы, активно использовались криминальными структурами.

Законодательство допускает, а актуальные экономические реалии вынуждают некоммерческие организации применять бизнес-подход к своей деятельности, а также – в дополнение к традиционным – искать новые источники финансирования, в том числе и от коммерческой деятельности. Если структура НКО и ее дочерних предприятий выстроена четко и прозрачно, а расходование средств не допускает двусмысленностей, если деятельность НКО полезна обществу и делает жизнь людей лучше, общество не может не одобрить такую деятельность.

Определение социального предпринимательства. Является ли им любая предпринимательская деятельность НКО?

Социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками: социальное воздействие, инновации, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость и предпринимательский подход.

Социальное воздействие  – целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные измеримые социальные результаты.
Инновации – применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие.

Самоокупаемость и финансовая устойчивость – способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо, и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности.

Масштабируемость и тиражируемость – увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия.

Предпринимательский подход — способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом.

Если некоммерческая организация, занимаясь коммерческой деятельностью, решает с ее помощью социальную проблему, и если данная коммерческая деятельность отвечает вышеперечисленным критериям, такая деятельность полностью подпадает под определение социального предпринимательства.

Соцзаказ от органов власти – тоже социальное предпринимательство?

Схема социального заказа или социальных контрактов в России практикуется при выделении государственных грантов, когда государство регламентирует цели и задачи расходования гранта, а также оценивает эффективность осуществляемой НКО программы.

Однако в этой сфере есть и другие возможности, пока не реализованные в российской практике: например, социальные бонды, активно применяемые в развитых странах. Схема взаимодействия при этом такова: государство публикует социальную цель или желаемый показатель и с учетом расходов, которые были бы затрачены на решение этой проблемы силами государственных организаций, формирует бюджет проекта. Если социальное предприятие находит бизнес-модель, как за эти деньги достичь желаемых показателей, заключается социальный контракт. Социальное предприятие под этот контракт привлекает заемные средства и проводит работу. Если желаемый эффект достигнут, государство оплачивает работу.

Применение сходных схем взаимодействия государства с НКО и социальными предприятиями не исключено в ближайшие годы и в России. В любом случае организация, работающая в социальной сфере, должна постоянно быть в курсе государственных инициатив и программ, которые могут относиться к осуществляемой ею деятельности.

Чем рискует организация, которая делает первые шаги в области социального предпринимательства? С чего лучше начать?

Социальное предпринимательство, как и предпринимательство вообще, – занятие, связанное с коммерческим риском. И благородная цель не является залогом финансовой устойчивости. Как и любой бизнес, социальное предприятие начинается с детального изучения социальной проблемы, знакомства с людьми, которые являются потенциальными «покупателями» социального товара или услуги. Начинающий социальный предприниматель, используя весь накопленный опыт, связи, знакомства, должен собрать как можно больше информации о выбранной сфере деятельности, чтобы его идея превратилась в четкую бизнес-концепцию.

При создании предприятия социальный предприниматель проходит тот же путь, что и коммерческий предприниматель: изучение проблемы, идея, коммерческая модель, изучение рынка, разработка прототипа продукта (концепции услуги), поиск партнеров, поиск финансирования, разработка бизнес-плана, регистрация предприятия и начало деятельности. Отличие заключается в том, что для социального предпринимателя целью создания бизнеса является не извлечение прибыли, а решение социальной проблемы, и он готов значительную часть прибыли реинвестировать в предприятие.

Где повышать квалификацию потенциальным социальным предпринимателям?

Фонд «Наше будущее» создал два первых российских интернет-ресурса, целиком посвященных социальному предпринимательству: портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» (www.nb-forum.ru) и портал «Банк социальных идей» (www.bank.nb-forum.ru). Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» освещает деятельность социальных предприятий и предпринимателей в России и в мире, публикует статьи и комментарии экспертов, актуальную информацию о законодательстве по СП, а также различные информационные материалы, которые могут помочь социальным предпринимателям в их деятельности. Портал «Банк социальных идей» содержит информацию об идеях социальных предприятий, реализованных или готовых к реализации. Портал дает возможность пользователям выбрать идею в интересующей сфере или секторе экономики, задать вопрос ее автору, а авторам – найти единомышленников и инвесторов.

В высших учебных заведениях России пока только появляются первые курсы по социальному предпринимательству. В основном это краткосрочные программы в рамках повышения квалификации. Одну из лучших существующих на сегодняшний день программ предлагает Тюменский государственный нефтегазовый университет. Длительность программы – 72 академических часа, и слушатели могут пройти ее за одну неделю.

Новым интересным проектом в сфере образования по социальному предпринимательству обещает стать курс Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, который начался в ноябре 2012 года. Этот курс, разработанный и проводимый при поддержке фонда Citi, включает четыре модуля занятий по два дня. Слушатели курса должны познакомиться с понятием социального предпринимательства, финансированием и управлением рисками, маркетингом и разработкой бизнес-плана для проектов в сфере социального предпринимательства. В рамках данного курса начинающие социальные предприниматели должны проработать и защитить свой проект социального предприятия.

ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Кредитование социальных проектов НКО и политика в этой сфере банковского сообщества. Оправданы ли опасения, из-за которых доступ НКО к инструменту кредитования серьезно ограничен? Кредиты фонда «Наше будущее». Были ли случаи их невозврата?

Банки готовы кредитовать клиентов, если от клиента они получают четкие гарантии возврата кредита. Если НКО сможет представить четкий бизнес-план по программе, для которой хочет получить кредит, если активы НКО могут стать достаточным обеспечением для банковского кредита, банк никогда не откажется кредитовать такую организацию. Практика работы международных некоммерческих организаций в России позволяет надеяться, что и российские НКО, доказав свою эффективность, смогут добиться доверия банковского сообщества и доступа к кредитным ресурсам.

В рамках деятельности по продвижению социального предпринимательства в России фонд «Наше будущее» проводит всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель». Победители конкурса, то есть предприниматели, чьи проекты отвечают критериям социального предпринимательства, получают финансовую поддержку фонда. Фонд использует различные формы поддержки: гранты, займы и участие в капитале. Долгосрочные беспроцентные займы являются приоритетным способом финансирования проектов социальных предпринимателей. Фонд оказывает также информационную и консультационную поддержку предпринимателям, получившим займы. За пять лет своей деятельности фонд оказал поддержку 59 социальным предприятиям. Тщательный отбор наиболее эффективных проектов, кропотливая работа с предпринимателями в рамках участия в конкурсе и последующей реализации проекта является для фонда гарантией возвратов выданных займов.

Можно ли считать социальным предпринимательством депозиты, ценные бумаги, доходы от сдачи в аренду помещений, земли, оборудования?

Размещение временно не используемых средств на депозиты, доходы от сдачи в аренду активов, принадлежащих НКО, получение дохода по ценным бумагам – эти источники финансирования в соответствии с действующим российским законодательством  допустимы для большинства организационно-правовых форм, в которых работают НКО, однако эти доходы должны направляться только на уставные цели организации.

Эти виды деловой активности не являются социальным предпринимательством.

Стоит ли организациям инвестировать временно свободные средства?

Да. Одной из целей инвестирования временно свободных средств является их сохранение и минимизация инфляционного обесценивания.

Как НКО диверсифицировать источники финансирования?  

Диверсификация источников финансирования оказывает, как правило, положительное влияние на финансовую устойчивость НКО, при этом индивидуальный набор инструментов зависит от конкретных условий и целей деятельности НКО.

Но мировая практика работы некоммерческих организаций показывает, что в качестве постоянного стабильного источника финансирования деятельности НКО наиболее успешна предпринимательская деятельность, в том числе социальное предпринимательство.

 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Какие преграды или «белые пятна» в российском законодательстве тормозят развитие социального предпринимательства?

В России на текущий момент нет единого закона, регламентирующего деятельность социальных предприятий. СП в России работают на основании законов, регулирующих деятельность предприятий выбранной ими организационно-правовой формы. Это не способствует развитию социального предпринимательства и признанию обществом и государством его значимости. Однако для работы социальных предприятий, действующих в форме НКО, существенным шагом вперед стала Программа поддержки социально ориентированных НКО (СО НКО) – следствие Федерального закона от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Данная программа предусматривает выделение на конкурсной основе государственного финансирования некоммерческим организациям, занимающимся перечисленными в ФЗ-40 видами деятельности, которые имеют социальную значимость.

Что же касается правового регулирования деятельности социальных предприятий, созданных в форме коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, то пока оно ограничено Приказом № 223 Минэкономразвития.

В нем под социальным предпринимательством понимается социально ответственная деятельность субъектов среднего, малого и микропредпринимательства, направленная на решение социальных проблем, в том числе по следующим направлениям:

1) обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц, освобожденных в течение двух лет из мест принудительного заключения, если среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов;

2) предоставление услуг (производство товаров) в объеме не менее 50 процентов от величины ежегодных доходов предприятия для:

а) содействия профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;

б) социального обслуживания граждан, услуг здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведения занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях (по стоимостным характеристикам, доступным для граждан с доходами на уровне средних для субъекта Российской Федерации);

в) выпуска периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением носящих рекламный или эротический характер.

Данный приказ имеет своей целью определить виды деятельности и условия, при соблюдении которых малые предприятия могут претендовать на государственные гранты.

Для развития социального предпринимательства в России представляются необходимыми разработка и принятие отдельного закона о социальном предпринимательстве, что позволило бы систематизировать нормы, регулирующие деятельность субъектов СП, в едином нормативно-правовом акте.

Фонд «Наше будущее» готов активно участвовать в выработке концепции и редакции такого закона.