Как сделать работу НКО эффективной

Изменения статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 212-ФЗ[1] внес изменения в абзац 4 п.8 ст. 217 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Эти изменения распространяются на отношения, возникшие с 01 января 2005г.

 

Согласно старой редакции абзаца 4 п. 8 ст. 217 НК РФ налогом на доходы физических лиц не облагалась единовременная материальная помощь в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и материальной формах), оказываемая зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемыми Правительством РФ. За все время существования названной нормы порядок формирования перечня и критерии включения в него благотворительных организаций так и не были утверждены. Перечень существует, но в него внесена только одна некоммерческая организация [2].

 

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 212-ФЗ исключил из абзаца 4 п. 8 ст. 217 НК РФ положение, предоставлявшее право Правительству РФ утверждать перечень российских и иностранных благотворительных организаций, помощь которых физическим лицам не подлежит обложению НДФЛ, поскольку практика показала, что утверждение перечней организаций, тем более при отсутствии порядка и критериев их формирования, приводит к ущемлению прав налогоплательщиков.

 

Теперь не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц единовременная материальная помощь в виде благотворительной помощи (в денежной и материальной формах), оказываемая зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями) в соответствии с законодательством российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации.

 

Это означает, что благотворительная помощь должна осуществляться в соответствии с целями благотворительной деятельности, перечисленными Федеральном законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ. Контроль за осуществлением благотворительной деятельности возлагается на орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации. При этом налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.

 

Изменения абзаца 4 п. 8 ст. 217 НК РФ касаются налога на доходы физических лиц (глава 23) и не затрагивают вопросы налогообложения налогом на прибыль грантов, полученных некоммерческими организациями в соответствии с пп.14 п. 1 ст. 251 НК РФ, поскольку налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций – это два самостоятельных вида налога с разными элементами налогообложения, и нормы Налогового кодекса РФ главы 23 (налог на доходы физических лиц) не могут менять положения другой главы (глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»).


 

 

 

[1] Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 212-ФЗ[1] «О внесении изменений в статьи 212 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации»

 

[2] Общероссийский общественный благотворительный фонд поддержки военнослужащих (сотрудников) и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, специальных служб и правоохранительных органов Российской Федерации «Национальный военный фонд», благотворительная помощь которого не облагается налогом на доходы физических лиц.