По материалам сайта About.com
Известный американский консультант некоммерческих организаций Ларри Чекко (Larry Checco) утверждает, что согласно исследованию Ресурсного центра по этике (РЦЭ, Ethics Resource Center), во многих американских НКО все реже соблюдают этические стандарты, особенно это касается финансовых вопросов. В 2007 году сотрудники третьего сектора: ставили свои интересы выше интересов организации (24%); обманывали персонал (21%); вели себя оскорбительно и преувеличивали количество отработанных часов (по 19%). В 2008 году РЦЭ зарегистрировал самый высокий процент ненадлежащего поведения НКО, начиная с 2000 года. Советы директоров могли бы повлиять на ситуацию, но зачастую оказывается так, что в организациях, где совет директоров пользуется большим авторитетом, уровень недобросовестного поведения довольно высок, а приоритет соблюдения этических кодексов занижен.
Такое положение вещей напрямую влияет на узнаваемость и ценность бренда НКО, уверен Ларри Чекко. Многие организации относятся к бренду как к косметике, которой они «украшают» себя, а между тем бренд – это «ДНК», отображение того, насколько «здоровой» является вся структура НКО, включая и этические стандарты.
Какие шаги может предпринять некоммерческая организация для того, чтобы соответствовать высокому моральному и этическому уровню – то есть сделать свой бренд сильным?
- Правильно подбирать сотрудников
Члены правления, а также менеджеры должны быть лидерами для всей организации; эти люди должны формировать корпоративную культуру, быть примером, а также контролировать вопросы, связанные с этикой и моралью.
- Разъяснять возможные риски
В это сложно поверить, но многие люди не понимают, в чем опасность для организации, если они будут вести себя неэтично и непрозрачно. Этические «ляпы» очень вероятны, если в корпоративной культуре недостаточно разъяснены вопросы этики. В чем же риск? Приведите пример тех организаций и людей, которые пострадали из-за своего двусмысленного или неэтичного поведения.
- Финансы должны быть прозрачными
Необходимо обеспечить отчетность перед донором о том, каким образом тратятся выделенные им деньги, а еще лучше, о том, как эти средства помогают вашей организации в достижении ее миссии. Оправдания ненадлежащему бухгалтерскому учету быть не может. Если надо, наймите сертифицированного бухгалтера.
- Руководству необходимо говорить правду
Создайте такую корпоративную культуру, при которой сотрудники будут без колебаний рассказывать руководству о каких-либо нарушениях. Как показывают исследования, работники их часто замалчивают, поскольку считают, что руководство не примет никаких мер, или боятся последствий. Все это создает нездоровою атмосферу в организации.
- Исполнение законов – не показатель
Между понятиями «законно» и «этично» большая разница, определить которую может только руководство организации. Бессмысленно идти за советом к юристам – им платят за то, чтобы найти лазейку. Лучше спросите себя: «Что скажет мама, когда прочтет о принятом мной решении в местной газете или услышит о нем в шестичасовых новостях?»