В первом чтении 19 декабря был принят законопроект № 95177-5 «О внесении изменений в ст.10, 33 и 38 ФЗ «О рекламе». Депутаты предлагают дополнить п.1 ст.10 ФЗ «О рекламе» подпунктами 1.1-1.3, согласно которым утверждение перечня тем и предполагаемых способов распространения социальной рекламы, производство и распространение которой в будущем году планируется осуществлять за счет средств федерального/регионального/муниципального бюджета, предлагается возложить на Правительство РФ, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и представительный орган муниципального образования соответственно. Подпункт 10.1.4., сформулированный авторами законопроекта, гласит: «Темы социальной рекламы и предполагаемые способы ее распространения определяются в соответствии с частями 1.1-1.3 настоящей статьи, исходя из приоритетов государственной или муниципальной политики, обеспечения интересов государства и общества, а также наибольшей эффективности доведения информации до населения». Если законопроект будет поддержан, данные поправки вступят в силу с 1 апреля 2009 года.
Подпунктами 10.2.1-10.2.4 этой же статьи вводится понятие «государственный и муниципальный заказ на социальную рекламу». При этом конкурсная документация заказов должна разрабатываться и утверждаться органами государственной или муниципальной власти, считают депутаты. Эта норма может вступить в силу с 1 июля 2009 года.
Кроме того, предлагается с 1 января 2010 года возложить проверку соответствия рекламного материала критериям социальной рекламы на Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Отсутствие соответствующего заключения может стать основанием для отказа рекламодателю в размещении рекламы на льготных условиях, предусмотренных для социальной рекламы.
Цена договора на размещение социальной рекламы не может превышать 110% от уровня себестоимости — при ее размещении в СМИ, специализирующихся на сообщениях рекламного характера, а также на рекламных конструкциях и транспорте, и 50% от уровня себестоимости — для иных СМИ. Ежечасно с 6.00 до 24.00 рекламораспространитель обязан транслировать не менее минуты социальной рекламы (если иное не предусмотрено ФЗ «О рекламе»), причем социальная реклама может размещаться сверх квоты для коммерческой рекламы, считают депутаты.
Второе чтение законопроекта намечено на 26 декабря.
Корреспондент АСИ обратился к экспертам в области социальной рекламы с просьбой прокомментировать инициативу депутатов.
Гендиректор рекламного агентства «Естественно» (Media Arts Group) Наталья Агре: «То, что в законе будет четко прописана обязанность каналов демонстрировать социальную рекламу каждый час, — огромное достижение, открывающее доступ социально значимой информации к разным целевым аудиториям. Нас, как производителей социальной рекламы, интересует механизм осуществления контроля за исполнением этой нормы. Если в законе ясно и четко не прописаны санкции для телеканалов за невыполнение нормы наличия в эфире социальной рекламы, его прогрессивность нивелируется.
При размещении социальной рекламы часто бывает принципиально важно соблюдение сроков сезонности. Если не будут законодательно прописаны сроки рассмотрения документации контролирующим органом, невозможным станет планомерное и координированное проведение комплексных социальных программ, частью которых является социальная реклама.
Кроме того, законодательное закрепление приоритета социальной рекламы государственного рекламодателя ставит в невыгодное положение реализацию программ c привлечением внебюджетных источников финансирования. Например, реализуемая нами кампания по безопасности движения осуществляется в рамках федеральной программы, однако финансируется она Российским союзом автостраховщиков. С формальной точки зрения, рекламодателем является именно он. В этих условиях кампания в поддержку федеральной программы лишается преимущественного права на демонстрацию».
Представитель Clio Awards в России, генеральный директор агентства EnterMedia Владимир Вайнер: «ФЗ о поправках лишает социальную рекламу возможностей спонсирования социальной рекламы коммерческими организациями, независимо от формы собственности. При этом восстанавливаются возможности для политических партий выступать инициаторами социальных информационных кампаний. Некоммерческие организации, которые на протяжении 10 лет являются основными силами развития социальной рекламы, практически вычеркиваются — им посвящена только одна очень сложная для понимания строка:
«4. в части 4 слова «и о спонсорах» заменить словами «о политических партиях, иных общественных объединениях, в наименовании которых не используются наименования иных юридических лиц либо производные от таких наименований, а также о религиозных организациях».
Доцент факультета прикладной политологии Государственного университета — Высшей школы экономики Гюзелла Николайшвили заявила: «Принятый в первом чтении законопроект устанавливает государственную монополию на социальную рекламу в России: он подменяет широкое понятие «социальная реклама» частной разновидностью – государственной социальной рекламой. А само участие НКО в процессе создания и проведения социальных кампаний теперь, получается, будет «на грани законности», что неминуемо приведет к потере заложенного в социальной рекламе ресурса для оздоровления общества…Наконец, допущение того, что социальная реклама может быть платной, приведет к тотальной платности! В конечном итоге поправки не принесут пользы ни некоммерческому сектору, ни гражданскому обществу, ни государству в целом. Просто с принятием законопроекта в России исчезнет качественная социальная реклама».