Как сделать работу НКО эффективной

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Повышение общественного доверия к НКО»

Его организовало Агентство социальной информации при поддержке Комиссии Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и волонтерства. Во встрече приняли участие представители некоммерческих организаций и эксперты.

В рамках круглого стола прошла презентация итогов серии диалогов НКО с заинтересованными сторонами (стейкхолдеров): с «ресурсодержателями» (представителями власти, фондов и бизнеса) и с представителями общественности (частными жертвователями, волонтерами, клиентами, СМИ). Диалоги прошли в конце 2010 года в четырех регионах России: Москве, Барнауле, Красноярске и Ульяновске.

Как отметила директор Агентства социальной информации, член Общественной палаты РФ Елена Тополева, для властей, бизнеса и доноров главным источником информации об НКО являются формальные документы, а также личные контакты, наличие сайта у организации, информации в СМИ. Кроме того, для властей важны еще рекомендации референтных лиц и организаций и видеоотчеты о мероприятиях в Интернете.

Для заинтересованной общественности тоже важны личные контакты, представленность организации в прессе и Интернете, но главными критериями доверия к НКО для нее являются наглядность результатов, профессиональность и этичность ее деятельности, а также возможность принять личное участие в работе организации. Елена Тополева отметила, что публичная прозрачность НКО скорее востребована частными жертвователями, чем властью и фондами.

Консультант Фонда Ч.С. Мотта в России Вячеслав Бахмин отметил, что прозрачность появится лишь тогда, когда у НКО будет мотивация. «Чем больше общественные организации будут зависеть не от крупных доноров и от власти, а от обычных людей, которые делают пожертвования, тем сектор будет прозрачнее, это будет необходимостью», — считает Бахмин. Например, Фонды местных сообществ не могут быть не прозрачными, иначе им никто не даст денег в своем городе.

Руководитель проектов Агентства социальной информации Елена Темичева представила Принципы работы и Этический кодекс сети Агентства социальной информации как модель для разработки этических кодексов сетевых организаций, и Принципы работы Центров активных людей (ЦАЛ), созданных на основе документов, разработанных АСИ.

По мнению участников круглого стола, такого рода инициативы саморегулирования НКО являются действенным инструментом, стимулирующим рост прозрачности некоммерческого сектора. Поскольку по-настоящему сектор может быть открытым, только если сам осознает такую необходимость.

«В саморегулируемой среде НКО организации должны сами почувствовать и понять, зачем им это нужно, — подвела итог встречи Елена Тополева. — Тогда ни у кого не возникнет вопросов, кому нужна прозрачность».