Как сделать работу НКО эффективной

Участники конференции «Россия – Норвегия: активное партнерство» обсудили вопросы взаимодействия НКО с властью, бизнесом и населением

В Мурманске завершила работу конференция «Россия – Норвегия: активное партнерство» в рамках совместной инициативы «Развитие Баренцева региона через партнерство Северо-Запада России и Норвегии», реализуемой Фондом «Новая Евразия», Норвежским Баренц секретариатом и Министерством иностранных дел Норвегии.


Особое внимание участники конференции уделили роли некоммерческих организаций. На конференции шла речь о взаимодействии НКО с властью, бизнесом и населением, а также о том, какую роль оказывают НКО на власть, население и бизнес.


Подробный анализ положения НКО в России дала Марина Михайлова, представлявшая Центр социальных технологий «Гарант» Архангельска. Опираясь на опыт личной работы и результаты исследований, проведенных центром «Циркон», М. Михайлова отметила, что роль третьего сектора на власть, бизнес и население в России и Норвегии разная. Если в Норвегии каждый житель страны состоит как минимум в двух некоммерческих организациях, и роль этих организаций на власть и бизнес очень велика, то в России все наоборот. Бизнес и население не доверяют НКО, власть относится к НКО избирательно, и, самое главное, «для власти НКО не являются влиятельной и авторитетной структурой». Если на заре становления демократического общества в России отмечался рост НКО, то сегодня наблюдается спад. Реально из 700 тыс. НКО, зарегистрированных в России, активно работает только 8 процентов. В первую очередь это связано со сложным финансовым положением НКО, большинство из которых держится на энтузиазме и не имеет финансовой поддержки ни от бизнеса, ни от власти. «А те, кто получает поддержку от власти, не могут стоять к ней в оппозиции и давать объективную оценку ее работы, что собственно и должны делать НКО, как один из инструментов демократического общества и правового государства. В этом случае НКО зависят от власти и не могут быть ее контролером», — сказала Михайлова.


Недоверие населения и бизнеса к НКО связано в первую очередь с отсутствием прозрачности в их работе. «Чтобы исправить эту ситуацию, необходимо публиковать в СМИ отчеты о работе некоммерческих организаций, — отметила Марина Михайлова. — Только в этом случае можно будет изменить ситуацию и сделать НКО жизнеспособными. Следствием чего станет и возрастание влияния третьего сектора на власть».


Развитие НКО в России на данном этапе остановилось. Сегодня уместно говорить о создании ассоциаций по поддержке НКО, по примеру того, как создаются подобные структуры, направленные на поддержку малого бизнеса. Таков был вывод участников встречи.


http://www.b-port.com/news/archive/2008-10-20-17/