СНЯТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРЕССИНГ И С МАЛОГО БИЗНЕСА, И С НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Москва, 28 марта 2008 года
В связи с заявлением избранного Президента России Дмитрия Медведева на заседании президиума Госсовета в Тобольске 27 марта с.г. о необходимости принятия радикальных мер по выведению предприятий малого бизнеса из-под административного прессинга, мы заявляем, что мы поддерживаем инициативы о том, что нужно «полностью запретить приход контролирующих органов на такого рода предприятия и разрешать их только при наличии разрешительного акта органов госвласти –прокуратуры или суда».
Не меньше, чем малый бизнес, от административных барьеров и удушающего бюрократического контроля сегодня страдают некоммерческие организации (НКО), в то время как «современное общество требует как раз обратного». После принятия изменений в законодательство об НКО в 2006 году и новых подзаконных актов о проверках, эти организации оказались в худшем положении, чем даже страдающие от административного прессинга предприятия малого бизнеса. Зарегистрировать НКО сейчас и сложнее, и дороже, чем бизнес. Закрыть такую организацию – легче, чем бизнес. Основаниями для внеплановых проверок НКО сейчас могут быть и жалобы, и наличие «иной информации», свидетельствующей «о наличии признаков нарушений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Полномочия проверяющих избыточны, перечень запрашиваемых документов не ограничен, требования к проверяемым выходят за рамки требований закона об НКО и дают основания для избирательного правоприменения. Продолжительность проверки составляет 30 дней, а количество внеплановых проверок ФРС в году не ограничено, не говоря уже о том, что проверки регистрационной службой в значительной степени дублируют деятельность множества других контролирующих органов, в том числе налоговой и трудовой инспекций.
Картина в обоих секторах очень похожая: НКО, как и малый бизнес, сталкиваются с «чудовищным набором бюрократических препон», и так же, как и в сфере предпринимательства, пробиться через такие преграды«оказывается под силу нередко только крупным организациям». Многие НКО, сталкиваясь с идущими одна за другой парализующими их деятельность проверками, тратят все больше времени и своих ограниченных ресурсов на удовлетворение требований контролеров и защиту от произвола вместо того, чтобы заниматься своей работой. Больше других страдают тысячи небольших НКО, работающих «на земле», непосредственно оказывающих помощь и услуги нуждающимся или способствующих развитию самоорганизации и взаимопомощи граждан. В результате нацеленности проверяющих на «поиск негатива», презумпции виновности НКО в представлении контролеров, более 90% некоммерческих организаций получают по итогам проверок, по официальным данным, письменное предупреждение о каком-либо нарушении. Это заставляет многих из них существенно сокращать свою деятельность из опасений, что, привлекая к себе внимание, они вызовут недовольство властей и получат внеплановую проверку, а вместе с ней – и второе предупреждение. Второе предупреждение о нарушении позволяет регистрационной службе обращаться в суд с иском о ликвидации НКО, а суды, как правило, занимают сторону контролирующих органов. Меры наказания часто не соразмерны тяжести технических нарушений; НКО закрывают в ситуациях, когда достаточно предупреждения или штрафа. Все большее число НКО принимают решение о прекращении своей деятельности, будучи не в силах справляться с административным давлением.
Мы убеждены: гражданские инициативы могут и должны играть более важную роль в устойчивом развитии нашей страны, в раскрытии потенциала людей, в решении широкого круга общественно значимых проблем. Без активного участия граждан в жизни страны не только в экономике, но и в общественной жизни органы государственной власти не смогут эффективно ответить на вызовы, стоящие перед нашим обществом, и вывести страну на принципиально иной уровень социального, политического и экономического развития.
Мы настаиваем на необходимости принятия решительных мер по выведению всех видов юридических лиц из-под административного прессинга и резкому снижению бюрократических барьеров не только для предприятий малого бизнеса, но и для некоммерческих организаций. Польза от такого поворота для страны и самих россиян очевидна. Для того чтобы изменить положение дел, нужно проявить политическую волю – так, как это произошло на заседании Госсовета 27 марта.
1. Центр развития демократии и прав человека
2. НП «Юристы за гражданское общество»
3. Московская Хельсинкская группа
4. «Гражданский контроль» (Санкт-Петербург)
5. Фонд защиты гласности
6. Фонд «Общественный вердикт»
7. Фонд «За гражданское общество»
8. Всемирный фонд дикой природы
9. Межрегиональная Правозащитная Группа — Воронеж / Черноземье
10.
12. Международный центр некоммерческого права, Москва
13. Молодежное правозащитное движение
14. Независимый пресс-центр
16. Ассоциация «ГОЛОС», Воронеж
17.Межрегиональный свободный профсоюз студентов, Воронеж
18. Фонд поддержки гражданских инициатив «Северный Кавказ», Ставрополь
19. Ставропольский краевой центр общественных инициатив «Альтер Вита»
20. Антивоенный клуб
21. Пензенское региональное отделение Российского общества «Мемориал»
22. «Эксперты для гражданского общества»
23. Дзержинский правозащитный центр, Нижегородская область
24. Фонд развития молодежной политики Новосибирской области
25. Центр содействия гражданским инициативам, Димитровград Ульяновской области
26. Молодежная правозащитная группа «Система Координат», Владимир
27. Ивановское областное общество прав человека
28. Рабочая группа Международного общества прав человека, Санкт-Петербург
29. Тамбовский областной правозащитный Центр
30. Форум переселенческих организаций
31. Республиканский правозащитный центр, Улан-Удэ, Республика Бурятия
32. Курганское областное общественное движение «За честные выборы»
33. Совет родителей военнослужащих, Ижевск, Республика Удмуртия
34. Движение гражданских действий ГРОЗА
35. Фонд «За экологическую и социальную справедливость»
36. Центр»Демос»