Как сделать работу НКО эффективной

Представители гражданского общества отмечают необходимость вывода НКО из-под административного прессинга


Ряд российских поддержали инициативу Дмитрия Медведева о необходимости принятия радикальных мер по выведению предприятий малого бизнеса из-под административного прессинга, выдвинутую на заседании президиума Госсовета в Тобольске 27 марта. Представители третьего сектора выступили с заявлением, в котором отмечают необходимость аналогичных мер в отношении НКО.


СНЯТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРЕССИНГ И С МАЛОГО БИЗНЕСА, И С НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Заявление некоммерческих организаций


Москва, 28 марта 2008 года


В связи с заявлением избранного Президента России Дмитрия Медведева на заседании президиума Госсовета в Тобольске 27 марта с.г. о необходимости принятия радикальных мер по выведению предприятий малого бизнеса из-под административного прессинга, мы заявляем, что мы поддерживаем инициативы о том, что нужно «полностью запретить приход контролирующих органов на такого рода предприятия и разрешать их только при наличии разрешительного акта органов госвласти –прокуратуры или суда».


Не меньше, чем малый бизнес, от административных барьеров и удушающего бюрократического контроля сегодня страдают некоммерческие организации (НКО), в то время как «современное общество требует как раз обратного». После принятия изменений в законодательство об НКО в 2006 году и новых подзаконных актов о проверках, эти организации оказались в худшем положении, чем даже страдающие от административного прессинга предприятия малого бизнеса. Зарегистрировать НКО сейчас и сложнее, и дороже, чем бизнес. Закрыть такую организацию – легче, чем бизнес. Основаниями для внеплановых проверок НКО сейчас могут быть и жалобы, и наличие «иной информации», свидетельствующей «о наличии признаков нарушений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Полномочия проверяющих избыточны, перечень запрашиваемых документов не ограничен, требования к проверяемым выходят за рамки требований закона об НКО и дают основания для избирательного правоприменения. Продолжительность проверки составляет 30 дней, а количество внеплановых проверок ФРС в году не ограничено, не говоря уже о том, что проверки регистрационной службой в значительной степени дублируют деятельность множества других контролирующих органов, в том числе налоговой и трудовой инспекций.


Картина в обоих секторах очень похожая: НКО, как и малый бизнес, сталкиваются с «чудовищным набором бюрократических препон», и так же, как и в сфере предпринимательства, пробиться через такие преграды«оказывается под силу нередко только крупным организациям». Многие НКО, сталкиваясь с идущими одна за другой парализующими их деятельность проверками, тратят все больше времени и своих ограниченных ресурсов на удовлетворение требований контролеров и защиту от произвола вместо того, чтобы заниматься своей работой. Больше других страдают тысячи небольших НКО, работающих «на земле», непосредственно оказывающих помощь и услуги нуждающимся или способствующих развитию самоорганизации и взаимопомощи граждан. В результате нацеленности проверяющих на «поиск негатива», презумпции виновности НКО в представлении контролеров, более 90% некоммерческих организаций получают по итогам проверок, по официальным данным, письменное предупреждение о каком-либо нарушении. Это заставляет многих из них существенно сокращать свою деятельность из опасений, что, привлекая к себе внимание, они вызовут недовольство властей и получат внеплановую проверку, а вместе с ней – и второе предупреждение. Второе предупреждение о нарушении позволяет регистрационной службе обращаться в суд с иском о ликвидации НКО, а суды, как правило, занимают сторону контролирующих органов. Меры наказания часто не соразмерны тяжести технических нарушений; НКО закрывают в ситуациях, когда достаточно предупреждения или штрафа. Все большее число НКО принимают решение о прекращении своей деятельности, будучи не в силах справляться с административным давлением.

Мы убеждены: гражданские инициативы могут и должны играть более важную роль в устойчивом развитии нашей страны, в раскрытии потенциала людей, в решении широкого круга общественно значимых проблем. Без активного участия граждан в жизни страны не только в экономике, но и в общественной жизни органы государственной власти не смогут эффективно ответить на вызовы, стоящие перед нашим обществом, и вывести страну на принципиально иной уровень социального, политического и экономического развития.


Мы настаиваем на необходимости принятия решительных мер по выведению всех видов юридических лиц из-под административного прессинга и резкому снижению бюрократических барьеров не только для предприятий малого бизнеса, но и для некоммерческих организаций. Польза от такого поворота для страны и самих россиян очевидна. Для того чтобы изменить положение дел, нужно проявить политическую волю – так, как это произошло на заседании Госсовета 27 марта.


1. Центр развития демократии и прав человека
2. НП «Юристы за гражданское общество»
3. Московская Хельсинкская группа
4. «Гражданский контроль» (Санкт-Петербург)
5. Фонд защиты гласности
6. Фонд «Общественный вердикт»
7. Фонд «За гражданское общество»
8. Всемирный фонд дикой природы
9. Межрегиональная Правозащитная Группа — Воронеж / Черноземье
10. АНО «Юристы за конституционные права и свободы» (ЮРИКС)
11.­ Коалиция «Мы, граждане!»
12.­ Международный центр некоммерческого права, Москва
13.­ Молодежное правозащитное движение
14. Независимый пресс-центр
­15. Центр развития гражданских инициатив, Воронеж
16.­ Ассоциация «ГОЛОС», Воронеж
17.Межрегиональный свободный профсоюз студентов, Воронеж
18.­ Фонд поддержки гражданских инициатив «Северный Кавказ», Ставрополь
19.­ Ставропольский краевой центр общественных инициатив «Альтер Вита»
20.­ Антивоенный клуб
21.­ Пензенское региональное отделение Российского общества «Мемориал»
22.­ «Эксперты для гражданского общества»
23.­ Дзержинский правозащитный центр, Нижегородская область
24.­ Фонд развития молодежной политики Новосибирской области
25.­ Центр содействия гражданским инициативам, Димитровград Ульяновской области
26.­ Молодежная правозащитная группа «Система Координат», Владимир
27.­ Ивановское областное общество прав человека
28.­ Рабочая группа Международного общества прав человека, Санкт-Петербург
29.­ Тамбовский областной правозащитный Центр
30.­ Форум переселенческих организаций
31.­ Республиканский правозащитный центр, Улан-Удэ, Республика Бурятия
32.­ Курганское областное общественное движение «За честные выборы»
33.­ Совет родителей военнослужащих, Ижевск, Республика Удмуртия
34. Движение гражданских действий ГРОЗА
35. Фонд «За экологическую и социальную справедливость»
36. Центр»Демос»




Заявление открыто для присоединения по адресу ngo-law@yandex.ru.