Как сделать работу НКО эффективной

Общественные советы: какими они должны стать в результате перезапуска?

Общественные советы при органах исполнительной власти нуждаются в «перезагрузке» и новых правилах формирования, уверены участники круглого стола, прошедшего в Высшей школе экономики 24 апреля. Эксперты Открытого правительства, представители НКО обсудили, почему появилось выражение «спамить общественные советы», чего ждут от «перезагрузки» органы власти и общественные организации и как должны формироваться советы, чтобы быть максимально прозрачными и эффективными.

Вопрос «перезагрузки» общественных советов появился еще два года назад, после указа президента о том, что общественные советы должны стать механизмом общественного контроля за деятельностью органов власти. Документ предписывает отказ от формирования общественных советов самими органами власти, а также обязательное участие в их деятельности независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Кроме того, определен состав нормативно-правовых актов и иных документов, которые не могут быть приняты министерствами без предварительного общественного обсуждения.

Поиск наиболее оптимальных форм деятельности общественных советов проводился под эгидой Открытого правительства. «Перезапуск» общественных советов начался в 2013 году. Так, заявки на выдвижение кандидатов в состав общественных советов при Минтруда и Минздраве принимались в открытом режиме на сайтах ведомств. Кандидаты прошли через интернет-консультации на сайтах ведомств, в результате в совет при Минтруда вошел 31 независимый общественный деятель и эксперт, при Минздраве – 42. Опыт Минтруда и Минздрава переняли Минсельхоз и Минэнерго.

В настоящее время разрабатывается типовое положение о деятельности общественных советов, в рамках которого будет определен порядок формирования общественных советов, порядок ротации, требования к кандидатам, определен круг вопросов, который будет основным для рассмотрения общественными советами.

Общественные советы должны заниматься проведением общественной экспертизы нормативно-правовых актов, оценкой эффективности работы министерства, рассмотрением общественных инициатив, обсуждением вопросов, выносимых на заседания правительства, оценкой качества госуслуг, рассмотрением планов и отчетов министерств по противодействию коррупции, считают участники обсуждения.

Практика же такова, что члены общественных советов вынуждены рассматривать сотни вопросов только по инициативе органов исполнительной власти. Одни и те же люди входят в состав нескольких общественных советов, отмечает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

«Появился такой термин, как «спамить» общественные советы. Среди потока вопросов невозможно определить приоритетные и не приоритетные, наиболее значимые вопросы. В части порядка формирования существует практика, когда одни и те же уважаемые люди включаются в состав нескольких общественных советов, даже более чем пяти, тем самым подвергая свое здоровье большой опасности. По мнению ряда экспертов, необходимо ограничить участие физлица работой только в одном общественном совете и дать большему количеству людей проявить себя в общественной работе», — говорит Михаил Абызов.

По его словам, недостаточной остается работа общественных советов по противодействию коррупции, контролю крупных госзакупок, сопровождению кадровой политики министерств и ведомств. Кроме того, доклады общественных советов должны включаться в формат ежегодных отчетов работы министерств и ведомств.

«По большому счету ежегодный отчет работы министерств и ведомств проводится формально и напоминает съезд партии. Надо найти новый формат постоянного сопровождения общественным советом годовых отчетов о деятельности министерств и ведомств. Этот доклад должен стать неотъемлемой частью отчета министерств, быть доступным на интернет-ресурсах органов исполнительной власти», — считает министр РФ по вопросам Открытого правительства.

Главная задача «перезагрузки» общественных советов со стороны органов власти — повысить эффективность и общественное участие, допустить общественное мнение в работу федеральных органов исполнительной власти, отмечает генеральный директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия» Елена Панфилова. В то же время основная задача общественного сектора – повышение доверия к общественным советам.

«Недавно мы провели небольшой опрос среди студентов и коллег о том, какие задачи решает общественный совет сегодня. 80% опрошенных считают, что лоббируют свои интересы», — говорит Елена Панфилова.

По ее мнению, новые приоритеты в работе общественных советов, такие как госзакупки, кадровые вопросы, регулирование конфликтов интересов, будут работать на повышение доверия. Также общественный совет должен иметь отношение к планированию и проведению антикоррупционной экспертизы текущих решений органов власти.

Как считает первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб, общественный совет не может формироваться по типовому положению и единой модели.

«Общественные советы формируются с учетом специфики ведомства. Сколько ведомств, столько и специфики. Общественные советы Минздрава и Минтруда были сформированы по-разному. Есть такие ведомства, к которым нет интереса у общества и даже Общественной палаты, есть ведомства, где конкурс по 50-100 человек. Каждое создание общественного совета, выборы, обсуждение, состав всегда носят индивидуальный характер. Под каждую специфику нужна своя модель, сколько федеральных ведомств – столько и моделей», — отмечает Владислав Гриб.

Общественные советы могут быть механизмом межотраслевого взаимодействия, считает председатель Союза потребителей России, председатель Общественного совета при Росстандарте Петр Шелищ.

«Общественный совет – это мягкая форма взаимодействия, которая позволяет руководителям определиться, как работать с другим ведомством. Самые активные участники заседаний всех общественных советов — руководители ведомств. Это очень хороший индикатор. Руководителям комфортно, когда им задают вопросы, делают замечания, потому что от подчиненных они зачастую ничего не слышат», — говорит Петр Шелищ.

В то же время, по его словам, есть определенная перегрузка у членов общественных советов. «Мы пропускаем много целевых программ через себя, вникнуть во все невозможно, надо их не одобрять, а обсуждать те замечания и предложения, которые выносятся в открытом режиме, и реагировать на них», — подчеркнул председатель Союза потребителей России.

Юлия Вяткина

Источник: Агентство социальной информации

Контакты
телефон: (3852) 22-70-94, e-mail: akoopoi@mail.ru, сайт: www.poialtai.ru (АКОО «Поддержка общественных инициатив»)