В электронном бюллетене «Право – природе, подготовленном Центром охраны дикой природы (выпуск 157, февраль 2009 г.) представлена краткая аналитическая справка об адресе, аренде и истории статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Для большинства некоммерческих организаций и инициативных групп, желающих получить государственную регистрацию, проблема поиска соответствующего помещения для регистрации и деятельности стоит очень остро. Трудности, которые испытывают НКО с адресом, можно разделить на две группы: регистрация (жилое/нежилое помещение; проверки) и
аренда (изменившийся порядок аренды государственного и муниципального имущества.
Для того чтобы зарегистрировать НКО, необходимо согласно статье 13.1. Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996, помимо прочих документов, представить в регистрирующий орган (территориальное управление Министерства юстиции РФ) «сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией».
При изменении адреса (местонахождения) НКО такие сведения предоставляются в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения. Как правило, подтверждающим документом является гарантийное письмо – при регистрации или договор аренды (свидетельство о собственности на помещение) – при внесении изменений.
В пункте 75 проекта нового административного регламента Минюста РФ, определяющего в том числе порядок регистрации НКО, говорится, что «сведения об адресе (местонахождении) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, представляются в виде гарантийного письма или других документов, подтверждающих ее местонахождение, с приложением надлежащим образом заверенной копии правоустанавливающих документов».
При проведении независимой экспертизы данного проекта было отмечено, что в такой редакции указанный административный регламент не может быть принят, в том числе потому что Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не содержит подобных дополнительных требований к сведениям об адресе, в некоторых же случаях подготовка надлежаще заверенных копий правоустанавливающих документов может привести к «удорожанию» процедуры регистрации (в случае предоставления нотариальных копий) или станет еще одним барьером
к регистрации, поскольку не каждый собственник помещения (физическое лицо) готов предоставить нотариально заверенную копию на свою собственность.
Еще одной серьезной проблемой для НКО является регистрация на жилое помещение. К сожалению, несмотря на то, что в законодательстве Российской Федерации не содержится прямого запрета на указание в качестве адреса (местонахождения) постоянно действующего руководящего органа НКО жилого помещения, практика субъектов Российской Федерации по данному вопросу различна. Более того, в пункте 2 статьи 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11.08.1995 определено, что «не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства».
Проблемы, с которыми уже столкнулись НКО, связаны с указанием в качестве своего адреса (местонахождения) жилого помещения. Так, Государственная жилищная инспекция Саратовской области, проведя проверку жилого помещения гражданина, являющегося руководителем общественной организации, зарегистрированной по тому же адресу, составила акт административного правонарушения (от 29.09.2008 г.) в связи с тем, что жилое помещение используется не по назначению, под офис для размещения Центра защиты прав потребителей. 20 ноября 2008 г. Кировский районный суд г. Саратова встал на сторону гражданина, но так происходит далеко не всегда.
Большинство НКО, в том числе благотворительные, действующие в социальной, культурной, просветительской, правозащитных сферах не обладают финансовой возможностью приобрести в собственность необходимые для деятельности помещения или арендовать такие помещения на коммерческом рынке недвижимости. Многие из таких организаций в связи с их статусом социально-полезных могли рассчитывать на предоставляемые властями субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления существенные льготы по аренде помещений для некоммерческих нужд. Практика предоставления нежилых помещений некоммерческим организациям на льготных условиях довольно широко практиковалась региональными властями.
02.07.2008 года вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2008 N 108-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «о концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим законом Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» был дополнен статьей 17.1, согласно которой «заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования… может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения
таких договоров».
Таким образом, НКО, не имеющие помещений на праве собственности, не могут больше заключать договоры на льготных условиях, а те, кто имеет такие договоры, не сможет их перезаключать на новый срок.
Лишение НКО подобных льгот и как следствие в некоторых случаях – помещений в конечном итоге может привести к закрытию организаций.
В связи с этим НКО необходимо в кратчайший срок сформулировать внятное, конкретное и солидарное требование об изменениях в ст. 17.1. ФЗ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимых для защиты интересов и выживания НКО-сектора, довести это требование до субъектов законодательной инициативы, лоббировать внесение и принятие соответствующего федерального закона.
Для подписки на бюллетень необходимо направить сообщение по адресу: lawbull@biodiversity.ru
Предыдущие выпуски бюллетеня можно просмотреть на сайте