Как сделать работу НКО эффективной

НКО могут избавить от непрерывных проверок со стороны властей

Об этом говорится в материалах на официальном сайте суда.

Поводом для рассмотрения дела стала коллективное обращение известных правозащитных организаций: правозащитный центр «Мемориал», международное общество «Мемориал», организация «Гражданское содействие», межрегиональная ассоциация правозащитных общественных объединений «Агора», Забайкальский правозащитный центр и фонд «Международный стандарт».

На волне борьбы с «иностранными агентами» в течение 2012-2014 годов органы прокуратуры, полиции, налоговых служб и Минюста РФ организовали проверки российских НКО по разным направлениям. Для изучения их деятельности запрашивались уставная и финансовая документация. В некоторых случаях прокурорские проверки проводились спустя несколько месяцев после проверок Минюста. Зачастую проводились и повторные проверки одних и тех же организаций. В таких условиях многие НКО не могли вообще заниматься своей прямой деятельностью.

Поэтому правозащитники обратились с жалобой в КС. Они подчеркивают, что многочисленные непрекращающиеся проверки со стороны властей препятствуют нормальной работе НКО. Во время каждой из таких проверок они обязаны представлять проверяющей стороне объемные документы, которые, между тем, доступны из других источников.

Более того, устанавливаемые прокуратурой для представления информации сроки не позволяют исполнить эту обязанность своевременно, что, в свою очередь, может привести к привлечению к административной ответственности (такие примеры уже были).

По мнению заявителей, отдельные положения федерального закона «О прокуратуре РФ» на практике позволяют назначать прокурорские проверки без четкой мотивации и проводить их при отсутствии конкретного регламента. По их мнению, закон не ограничивает ни длительность, ни частоту инспекций. Так, прокуратура вправе запросить у НКО информацию в любом объеме и в произвольно определяемый ими срок, отмечают представители НКО. Заявители также полагают, что закон не исключает дублирование прокуратурой иных контролирующих органов. Кроме того, практика свободного привлечения различных ведомств к участию в прокурорских проверках позволяет обходить установленные для них ограничения по числу инспекций НКО. Исходя из этого, заявители просят суд признать оспариваемые нормы не соответствующими Конституции РФ.

Закон об НКО — «иностранных агентах»​, был принят летом 2012 года. Он обязывает принимать соответствующий статус организации, которые занимаются, по мнению контролирующих органов, политической деятельностью и финансируются из-за рубежа. В число «иностранных агентов» в итоге попали самые известные организации, занимающиеся защитой прав человека, благотворительностью и юридической помощью в РФ. Они неоднократно заявляли, что в законе четко не прописано не «определение политической деятельности», ни вопросы о получении денег. Само же звание «иностранного агента» они считают оскорбительным и несправедливым. В борьбе с этим законом правозащитники, кстати, уже возлагали надежды на Конституционный суд, но тот не нашел противоречий в законе, лишь отменил нижний предел для штрафов. Самыми последними в реестр «иностранных агентов» попали «Молодежный центр консультации и тренинга» (Волгоградская область), «Информационное бюро совета министров северных стран в Санкт-Петербурге» и «Комитет против пыток».

В начале декабря Минюст подготовило поправки к закону «О НКО», которые позволят организациям выйти из реестра «иностранных агентов». Суть поправок состоит в том, что по заявлению НКО Минюст будет вправе провести внеочередную проверку и, если заявление НКО (о том, что она не финансируется из-за рубежа или не занимается политической деятельностью) подтвердится, принять или не принять решение о выводе из реестра.

Источник: http://top.rbc.ru/