Как сделать работу НКО эффективной

Московский международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер»

Московский международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» проводится ежегодно с 1995 года. Фестиваль традиционно открывается 10 декабря, в Международный день прав человека (Human Rights Day), который отмечается с 1950 года по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в день принятия Всеобщей декларации прав человека. Учредителем «Сталкера» является Гильдия кинорежиссеров России. Президент фестиваля – Марлен Хуциев, президент Гильдии кинорежиссеров России, народный артист СССР.
«Сталкер» ставит своей целью формирование правового сознания зрителей с помощью кинематографа. В рамках фестиваля проходит награждение фильмов духовно-нравственной тематики и гуманистической направленности. Организаторы «Сталкера» ежегодно отмечают наградами режиссеров, в картинах которых раскрывается тема прав человека и их нарушений.
В 2014 году конкурсная программа фестиваля состояла из 25 игровых (14 полнометражных и 11 короткометражных) и 29 документальных картин, а две его площадки – Центральный дом кинематографистов и Центральный дом журналиста – посетили более 14 тысяч зрителей.
Приз за лучший игровой фильм получила картина «Испытание» режиссера Александра Котта. Фильм повествует о событиях, которые разворачиваются в августе 1953 года в Семипалатинске. Вскоре это место станет полигоном для испытания водородной бомбы. Лучшим документальным фильмом стала лента «Коктебельские камешки» режиссера Андрея Осипова о людях, прославивших крымский курорт: Максимилиане Волошине, Валерии Брюсове, Александре Габричевском и других.
В рамках фестиваля вручаются призы от правозащитных организаций. В 2014 году победителей определяли Татьяна Бахмина (Международное общество «Мемориал»), Елена Гришина (Московская Хельсинкская группа), Наталья Дзядко (Центр содействия реформе уголовного правосудия), Ирина Еремина (Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова) и Алла Покрас (Penal Reform International).
Гильдия киноведов и кинокритиков вручает свой приз – «Золотой слон», а молодежное жюри, возглавляемое президентом Союза студенческих СМИ Петром Сафрошкиным, присуждает приз зрительских симпатий. Кроме того, в рамках фестиваля вручается еще несколько специальных именных призов: в память Сергея Говорухина, Анатолия Приставкина, Валерия Фрида и другие.
Согласно регламенту «Сталкера», в конкурсе могут принять участие фильмы, созданные профессиональными кинематографистами России за предыдущий и текущий годы на момент проведения фестиваля, в том числе и те ленты, которые уже были представлены на других фестивалях. Участникам нужно предоставить авторскую аннотацию на фильм, биографию, фильмографию, фотографию режиссера, кадры из картины и сам фильм. В отборочную комиссию фестиваля в 2014 году входили кинокритик Светлана Хохрякова, эксперт Вера Соболева и режиссер Ксения Климентова.
В жюри кинофестиваля «Сталкер» в 2014 году вошли кинорежиссеры Вадим Абдрашитов, Владимир Герчиков, Алексей Мурадов, Андрей Осипов, Лариса Садилова, Алексей Симонов, Евгений Цымбал, Елена Цыплакова и продюсер Раиса Фомина. Кроме того, ежегодно в работе жюри участвуют призеры «Сталкера» прошлых лет.
Говорит генеральный директор фестиваля, директор Гильдии кинорежиссеров России Игорь Степанов:
«Сталкер» прежде всего рассчитан на молодежную аудиторию. Мы стремимся к этому, мы специально работаем с институтами. Через молодежные организации, через сообщества. В этом году мы подключили Ассоциацию молодых журналистов. И в итоге у нас 40% – молодежная аудитория».
Привлечь молодежь на «Сталкер» получается не всегда: молодые люди сегодня чаще всего смотрят фильмы в Сети.
«Почему мы нацелены на молодежь? Потому что это те люди, которые завтра будут строить эту страну, эту жизнь. Мы хотим, чтобы молодые люди осознавали свои права, свои возможности и участвовали в строительстве демократического общества. И кино должно им в этом помочь».
Люди старшего поколения нередко идеализируют реальность и после сеанса говорят, что режиссер «не попал», желая, чтобы на экране все было «причесано».
«А молодежь правильно воспринимает ту информацию, которая идет с экрана, и часто, как и в советское время, между строк читает, что имел в виду автор. Аудитория «Сталкера» сложная, каждая ее часть по-своему реагирует, каждая видит, что хочет».
Организаторы «Сталкера» не ведут статистики. Количественное соотношение молодых людей к людям старшего возраста оценивается по фотографиям после фестиваля.
«Одно время мы делали анкеты, а сегодня просто фотографируем зал. В этом году было видно, что зал помолодел».
«Сталкер» подтвердил занятный феномен: когда людям что-то предлагают бесплатно, приглашают их на благотворительные показы, они боятся приходить, потому что не знают, что их ждет. Организаторы «разбивали» билеты по цветам, по залам, по аудиториям, чтобы понять, к кому они попадают. Городской рекламы у фестиваля не было.
«Раньше мы просто печатали билеты тысячами и разносили по организациям и институтам. Пытались распространять приглашения через общественные организации, но, к сожалению, часто сталкивались с «дутыми» молодежными организациями: есть руководитель, у него два помощника, а больше людей в организации и нет».
Теперь билеты стали бесплатно распространять через Интернет. Это один из важных инструментов продвижения фестиваля.
«Кроме того, вокруг фестиваля мы создали сообщество. Группы в социальных сетях. Сейчас появился аккаунт в «Инстаграме».
Генеральным партнером «Сталкера» последние два года является Фонд Михаила Прохорова. Кинофестиваль проводится при поддержке Министерства культуры РФ, общероссийского общественного движения «Гражданское достоинство», представительства ООН в РФ, Управления верховного комиссара ООН по правам человека, Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, Программы развития ООН в РФ, Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, посольства Королевства Нидерландов в РФ и посольства Канады в РФ.
«Сталкер» предлагает своим партнерам простой механизм: начать сотрудничество в Москве и продолжить в регионах.
«Мы проводим фестиваль в Москве, они делают свои тематические дни, предлагают темы. Каждый год у каждой организации, которая нас поддерживает, есть какая-то тема: права молодых, права женщин, гендерное равенство, права беженцев и так далее. Обычно они отбирают фильмы под свой тематический день. Приходят, рассказывают о своих проблемах, и мы эти фильмы показываем. После этого мы их просим профинансировать поездки в регионы России».
Столичная пресса широко освещает фестиваль, рекламируя его для регионального зрителя. Сайт «Сталкера» в это время активно наполняется фотографиями и рецензиями.
«И нам проще таким образом достучаться до аудитории в регионах. Потому что у регионов тоже нет возможности серьезно заниматься рекламой. Наши партнеры, которые сотрудничают с нами более 15 лет, продолжают нас поддерживать, видя эффективность такого подхода».
Партнеры «Сталкера», представители фондов и посольств принимают участие и в региональных программах. В регионах «Сталкер» показывают в сокращенном виде: на дневном сеансе обычно идет документальный фильм, а вечером проходят премьера игрового кино и творческая встреча с режиссером.
«Идет разговор по душам: о жизни, о проблемах региона. Часто зрители узнают на экране знакомые ситуации».
Регионы сами просят привезти им тот или иной фильм из программы кинофестиваля.
«Мы стараемся показывать в каждом регионе оригинальную программу. Иногда это бывает связано и с тем, что режиссер или актеры из-за занятости не могут посетить несколько регионов».
Куда бы ни приезжал «Сталкер», его организаторы обязательно посещают места лишения свободы: в колониях проходят показы фильмов из фестивальной программы и творческие встречи с осужденными.
«Все фильмы – это фильмы о правах человека. Наше кино – социально ориентированное. Режиссеры просто делают хорошее кино, но каждый из них имеет гражданскую позицию, они все хотят сказать о том, что их волнует. И это выливается в кинематограф. Мы говорим со зрителем не о сюжете фильма, а о тех темах, которые затрагиваются в кино. Никакой политики, просто наше хорошее кино. Люди соскучились по нему. А мы стараемся выполнять свои задачи – через фильмы говорить о правах человека. Мы не читаем лекций. Мы кинематографисты, это важнее».
Сегодня фестиваль посетил более ста городов, в некоторые приезжал по нескольку раз. Ожидается, что в 2015 году будут новые города: Чита и Магадан.
«Сталкеру» не нужен ажиотаж, он не пытается провоцировать зрителя острыми темами. Мы не спекулируем на проблемах – мы просто говорим о них. И хотим, чтобы люди сами подумали о том, что они могут сделать, чтобы что-то изменить».
У организаторов фестиваля есть еще один повод для гордости: когда-то «Сталкер» спас человека от пожизненного заключения. Речь идет о документальном фильме Александра Гутмана «Три дня и больше никогда». Это история молодого человека, приговоренного к смертной казни за расстрел караула в состоянии аффекта во время службы в армии. После отмены смертной казни приговор был изменен на пожизненное заключение, а когда лента была показана членам комиссии по помилованию, пожизненное заключение было заменено пятнадцатилетним сроком.
Главное желание Игоря Степанова – больше никогда не проводить фестиваль «Сталкер», чтобы не было нужды показывать фильмы, затрагивающие вопросы прав человека, чтобы все проблемы были решены. По словам Ирины Юрны, члена экспертного совета Фонда Михаила Прохорова, хотелось бы, чтобы «Сталкер» был популярен, но менее актуален. Но актуальность фестиваля фильмов о правах человека не падает.
В 2014 году Министерство культуры РФ приняло закон о выдаче прокатных удостоверений, согласно которому на фестивалях нельзя показывать картины, не получившие одобрение министерства. По словам Степанова, этот закон «Сталкеру» еще не помешал. В следующем году можно ожидать появления на фестивале «Левиафана» режиссера Андрея Звягинцева.
«Левиафан» не получил прокатного удостоверения на момент проведения «Сталкера» в 2014 году. Уперлись в этот мат. Но на самом деле там ничего такого нет. Таких историй – миллион. Хорошая картина».
Кинорежиссер Ксения Сахарнова, которая отбирала на фестиваль 2014 года документальные фильмы, считает иначе. Из-за закона о прокатных удостоверениях в программу фестиваля не попал ряд достойных лент. Сахарнова надеется, что в 2015 году в этот закон будут приняты поправки, и на фестивалях, наконец, можно будет показывать независимое документальное кино (в феврале 2015 г. Министерство культуры предложило внести эти поправки).
В поисках независимой молодежной аудитории «Сталкер» вскоре отправится в институты.
«Пришло время фестивалю прийти к студентам. Если они не идут в кинотеатры, то надо идти к ним. Нужно превращать фестиваль в лекторий. Мы делали нечто подобное через киноклубы. На гранты мы возродили несколько киноклубов в регионах и посылали туда фильмы».
С помощью институтов можно решить сразу несколько проблем: проблему аудитории, помещения, рекламы. И студентам будет удобно – они смогут смотреть фестивальные фильмы сразу после занятий. «Сталкер» возьмет курс на большую мобильность.
В рамках «Старлкера» проходят открытые дискуссии на тему прав человека с участием общественных и правозащитных организаций, режиссеров, журналистов и представителей партнерских организаций. Кроме того, на фестивале проходят выставки. Так, в 2014 году Фонд «Искусство без границ» представил выставку, посвященную журналистам, погибшим в горячих точках, был также представлен фотопроект в защиту качественной журналистики.
Помимо прав человека, «Сталкер» – это еще и популяризация кино и социализация, организация общественного пространства.
«Кинотеатр – это форма досуга. Сегодня много думают – как бороться с наркоманией, с преступностью? Молодым людям некуда пойти. Раньше были кинотеатры, все было демократично. Если вернуть муниципальные культурные центры, которые должно содержать государство, тогда у нас понизится уровень преступности. Одна из задач культуры – вернуть людей в кинотеатры».
Свой кинофестиваль о правах человека может делать любая некоммерческая организация. Для этого нужно лишь отсмотреть фильмы, определить, стоит ли демонстрировать их зрителю, и найти нужную площадку. «Сталкер» не боится конкуренции: достойных картин и аудитории хватит на всех.

Автор: Георгий Иванушкин

Кейс подготовлен Агентством социальной информации в рамках проекта «ПравоВидение: коммуникации на защите прав человека». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 17.01.2014 № 11-рп, и на основании конкурса, проведенного движением «Гражданское достоинство».