Как сделать работу НКО эффективной

Как повысить уровень доверия к НКО?

Это вопрос стал темой для дискуссии, организованной в ГУ-ВШЭ Агентством социальной информации для представителей третьего сектора. В ее основу легли результаты социологического исследования, проведенного по заказу АСИ в рамках программы «Укрепление общественной поддержки НКО».


По словам руководителя исследовательской группы «Циркон» Игоря Задорина, исследование было нацелено на выявление потребностей граждан в деятельности некоммерческого сектора, факторов, способствующих и препятствующих участию граждан в работе общественных организаций. Исследование проводились в Москве, Барнауле, Нижнем Новгороде, Калининграде и Краснодаре. Оно включало опрос населения, интервью с руководителями некоммерческих организаций и фокус-группы с россиянами, участвующими в их деятельности либо выразившими такое желание.


Изучение мнения людей, возраст которых составлял от 25 до 40 лет, показал, что уровень их информированности об общественных организациях крайне низок (в среднем о них слышал каждый третий россиянин). Тем не менее, у опрошенных возрастает интерес к НКО. Так, более половины респондентов (от 44% в Калининграде до 68% в Барнауле) хотели бы больше знать о некоммерческих организациях. Более того, сообщил И. Задорин, большинство граждан выразили позитивное отношение к третьему сектору, что говорит о наличии в обществе кредита доверия к НКО. Сегодня реальный (и даже декларируемый) уровень вовлеченности населения в деятельность третьего сектора весьма низок, подчеркнул И. Задорин. Опрос показывает, что в течение прошедшего года участвовали в деятельности общественных организаций лишь от 3% участников опроса в Калининграде до 10% в Москве. Это выражалось в личном участии (волонтерство), финансовой поддержке или нефинансовой материальной помощи (передача вещей, продуктов и лекарств для нуждающихся).


Исследование свидетельствует о том, что осуществление благотворительной деятельности через организации сдерживают стереотипы по отношению к ним. Так, около половины респондентов считают, что некоммерческие организации часто расходуют пожертвованные средства не по назначению. Как подчеркнул социолог, по мнению их руководителей, основной причиной нежелания участвовать в деятельности общественных организаций является распространенное представление, что оказание социальных услуг — задача государства. Несмотря на взаимодействие общественных организаций и населения, руководители НКО отмечали, что испытывают дефицит общественной поддержки.


Главный парадокс, который выявили исследователи, — позитивное отношение граждан к благотворительным организациям в целом при незнании и явном недоверии к ним, когда речь заходит об участии в их деятельности.


При этом опрошенные руководители НКО весьма невысоко оценили и информационную, и особенно финансовую прозрачность действующих в их городе некоммерческих организаций. Средние оценки составили 6,3 и 5,2 баллов соответственно по 10-балльной шкале. Но, говоря о собственной организации, почти все опрошенные лидеры НКО отметили высокую степень доступности информации по большинству направлений. Исключение составила информация об учредителях и, особенно, финансовые отчеты.


Таким образом, довольно распространенные на массовом уровне представления о непрозрачности организаций «третьего сектора» подтверждаются и самооценками их руководителей.


По мнению директора АСИ Елены Тополевой, результаты исследования могут служить хорошей базой для самоанализа НКО с целью повышения прозрачности и привлекательности их деятельности для населения, а также повышения доверия и общественной поддержки.