Как сделать работу НКО эффективной

Исследование: «Дизайнерские» принципы для оценочной практики в социальной сфере

Американский Центр инноваций в сфере оценки (The Center for Evaluation Innovation) изучил практику 26 фондов и выяснил, что значительная часть опрошенных организаций проводит оценку в процессе стратегического планирования, но ожидаемой пользы зачастую не получает. Чтобы оценочная деятельность стала подлинным источником информации для обучения и повышения эффективности социальных преобразований, профессиональные оценщики рекомендуют воспользоваться тремя принципами «дизайнерского мышления» (design thinking).

1. Внимание к интересам целевых аудиторий позволяет сделать пользователей «центром вселенной» и подчинить все задумки удовлетворению их потребностей. Применительно к оценке это означает, что команда организации должна определить конечных потребителей информации и руководствоваться их пожеланиями в процессе создания дизайна исследования, вёрстки планов по сбору данных, и анализа полученных сведений.

2. Постоянная работа по выявлению скрытых потребностей является источником важнейшей информации, необходимой для разработки рекомендаций по улучшению программ. Чтобы получать такие сведения, оценщики должны следить за процессом сбора данных и своевременно корректировать его форматы и методики.

3. Быстрое прототипирование (регулярное воссоздание и тестирование недорогих моделей или образцов конечного продукта) позволяет оценщикам проводить исследования с гибким дизайном и получать оперативный отклик относительно полученных результатов. Именно так работает «развивающая оценка» (developmental evaluation), которая изучает отношения между причастными сторонами и занимается поиском вариантов конструктивного взаимодействия. Оценочный процесс сопровождается регулярным выпуском кратких обзоров или меморандумов, и не требует подготовки большого годового отчёта. Например, развивающая оценка помогла Калифорнийскому фонду здравоохранения (The California HealthCare Foundation) сформировать подборку из 50 эффективных и/или инновационных тактик грант-мейкинга. Инструменты хранятся в веб-пространстве и распределяются по тематическим разделам. Цель данной работы – обучение сотрудников и помощь в освоении лучших практик.

Если сотрудники, которые отвечают за оценочную деятельность, освоят дизайнерский подход, то члены коллектива и иные стейкхолдеры организации будут воспринимать оценку как творческое, увлекательное и (самое главное) полезное занятие, которое не отнимает время от основной работы, но вносит реальный вклад в выполнение социально значимой миссии.

Источник: Stanford Social Innovation Review, Evolution & Philanthropy(из Дайджеста публикаций международного филантропического сообщества за декабрь 2013 г.)