Как сделать работу НКО эффективной

Елена Панфилова: «Сначала надо людей научить, а потом уже убеждать в чем-то»

С 1 по 10 апреля 2015 года Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл – Р” (Центр “ТИ-Р”) провел просветительский антикоррупционный мультипликационный марафон, приуроченный к годовщине последней редакции российского Национального антикоррупционного плана и ставший уникальным в своем роде проектом.  Каждый из героев десяти минутных роликов рассказывал зрителям о ключевых понятиях, связанных с коррупцией, в числе которых откат, непотизм, незаконное обогащение и др. Агентство социальной информации поговорило с директором ТИ-Р Еленой Панфиловой о прошлом, настоящем и будущем анимационного проекта.

Эпизод 1. Взятка

Идея: как пришли к мультсериалу

Изначально мы хотели – и даже начали – делать бумажную азбуку. И это первая, печальная часть истории, потому что азбука у нас есть, она написана и отрисована, но мы решили, что поскольку этот проект направлен на то, чтобы объяснить определенные коррупционные термины обычным людям, он должен и финансироваться людьми. Мы устроили краудфандинг на одной из платформ, которые позволяют это сделать. Мы не добрали совсем чуть-чуть и, соответственно, провалились с грохотом. Из этого мы сделали вывод, что, возможно, бумажный вариант – это не вполне то, что людям нужно. Нас активно поддерживали, и мы собрали довольно много средств, но все равно недостаточно, чтобы выпустить подобное издание большим тиражом, а мы рассчитывали как раз на большой тираж, чтобы азбука была в обиходе многих людей, в том числе в библиотеках, школах, университетах. Но если формат бумажной книжки не прошел, то, может быть, надо придумать что-то другое? А мы для продвижения нашей краудфандинговой кампании сняли ролик. В нем фигурировала очень смешная мышь, которая безумно всем понравилась. Мы задумались об анимации и решили сделать 10-серийный  набор роликов – фактически, ту же самую азбуку, но в формате анимации, выбрав самые важные антикоррупционные термины.  Мы связались с аниматорами – маленькой частной студией во Владимире, где работают очень талантливые ребята, – и проект начался в том виде, в каком он есть сейчас.

Сначала мы думали, что все термины должны быть связаны между собой в рамках одного фильма. Получилось ужасно. Сюжет стал закручиваться в какую-то фантасмагорию. Мы смотрели мультик и угадывали то, что мы хотели сказать, но не были уверены в том, что это поймут люди. Тогда в декабре прошлого года мы с Антоном Поминовым, нашим нынешним генеральным директором, поехали во Владимир, вместе с нашей владимирской командой встретились с аниматорами и приняли кардинальное волевое решение – раздробить мультфильм на десять одноминутных серий. Когда мне задали вопрос относительно сценария, я просто вышла в соседнюю комнату и буквально за двадцать минут написала десять сценариев на основе той азбуки, которую мы собирались создавать изначально.

Эпизод 2: Откат

Образ: что помогает сделать абстракцию понятной

Главная ценность состоит в том, что анимационный формат оказался понятен абсолютно всем – а мы это тестировали в том числе и на иностранцах. Все всё поняли и про незаконное обогащение, и про откат. Последний оказался, пожалуй, наиболее актуальным. Речь идет об Омской трагедии, где обрушилась крыша казармы. В данном эпизоде показано ровно то же самое – с той лишь разницей, что мы показали школу. Это стало очередным подтверждением того, что все эти сюжеты – не придумка. Люди узнают в них действительность, про которую они либо слышали, либо догадывались. А сейчас она прилетела кирпичом в лицо всему нашему обществу. Реальность того, что какие-то несогласованные строительные действия, низкое качество строительной продукции, может (точно этого мы пока не знаем) привести к трагедии. Еще одна ценность состоит в том, что люди соотносят «мешанину» узнаваемых образов с конкретным термином. И теперь они могут называть вещи своими именами.

Позитивный месседж как главный челлендж   

Главная трудность, пожалуй, состояла в том, чтобы единственный положительный герой из общества, а у нас это Мыш-заявитель, давал какой-то позитивный месседж. В мультиках присутствуют Мыш-взяточник и Мыш-антикоррупционер, но нам очень не хотелось оставлять лишь двух героев: плохого и хорошего. Важно было ввести между ними персонаж, который бы олицетворял обычного человека, создать позитивный образ обывателя, который что-то делает в своей повседневной жизни, но при этом имеет отношение к нашей теме.

Эпизод 4: Антикоррупционер

Аудитория: дети и их родители

Нашу аудиторию можно поделить на четыре группы: школьники, студенты, которым мы читаем базовый курс антикоррупции, чиновники, которые проходят профессиональное образование или переподготовку,  и, наконец, просто граждане.  Мультик, о котором идет речь, направлен, прежде всего, на первую и последнюю категории. Когда мы разрабатывали методику преподавания основ этики и антикоррупции в старших классах, выяснилось, что мультики, как некие образные отсылки, работают очень эффективно.  Например, в известнейшем мультсериале «Симпсоны» есть серия, в которой Лиза едет в Вашингтон бороться с коррупцией. Это очень хорошо завершало методический урок – ребята начинали соотносить себя с мультипликационным героем. Поэтому, когда мы разрабатывали эти мультики, мы думали о том, что в дальнейшем будем вставлять их в соответствующие образовательные блоки при разговоре со школьниками, так как визуальное восприятие у ребят 15–16 лет работает очень хорошо.

Что же касается широких групп граждан, то тут речь идет даже не о той аудитории, которая смотрела эти мультики непосредственно на нашем сайте.  Спустя какое-то время наши коллеги из Агентства правовой и судебной информации попросили разрешения разместить эти мультфильмы на своем сайте в разделе Антикоррупции. Мы обратили внимание на то, кто их смотрит, и поняли, что это обычные люди, которые в жизни не зайдут на «Трансперенси Интернешнл – Р”  и какие-то другие специализированные сайты, но по тем или иным причинам интересуются правовыми новостями.  Судя по всему, это представители среднего класса со средним достатком и образованием чуть выше среднего.

Эпизод 6: Незаконное обогащение

Про работу с младшими классами

Наш опыт показывает, что если мы хотим общаться с младшими классами, нам нужно доснять еще одну серию про этику. Фактически, как у Маяковского, рассказать, «что такое хорошо и что такое плохо».  Идти с такой сложной темой к ребятам, которые в силу возраста и жизненного опыта еще не до конца разобрались в этических дилеммах, не очень правильно. Более того, у нас есть одна неразрешенная проблема, можно сказать, огромный знак вопроса в общении со всеми школьниками – и маленькими, и большими. Те молодые люди, с которыми мы работаем, регулярно сталкиваются с одной и той же ситуацией: им нравится то, что мы преподаем, но дома они очень часто обнаруживают, что у родителей несколько другие установки. Возможно, нужно выходить и на родительские собрания, прежде чем обращаться к младшим школьникам, потому что в противном случае у детей произойдет определенный когнитивный диссонанс, а мы совершенно не хотим устраивать в семьях какие-то этические битвы. То есть, сначала надо построить платформу общего восприятия, а уже потом на ее основе строить что-то большее.

Перспективы развития  

Проект продолжает развиваться, и более того, отталкиваясь от него, мы все же попробуем вернуться к азбуке, может быть, не в таком формате, как мы думали. Возможно, она будет мультимедийной, с инфографикой. И с книжкой, и с текстом, и картинками, и какими-то дополнительными материалами. Мы продолжаем работать, потому что широкое антикоррупционное образование – это один из столпов нашей деятельности, а с людьми очень сложно иметь дело, если они не понимают, о чем ты говоришь.  Сначала надо людей научить, а потом уже убеждать в чем-то.  Например, сталкиваешься с чиновниками, у которых есть явный конфликт интересов, и начинаешь их «долбить» за это, а они просто не знают, о чем речь, искренне не понимают, что значит конфликт интересов, – их никто никогда не учил этому.  Они шли на госслужбу с полной уверенностью в том, что так делают все, и это нормально.  Им не рассказали о том, что это плохо, ни родители, ни в вузе, ни начальники, – значит, это наша задача – научить их. А вот если они уже наученные будут нарушать, мы будем иметь полное право бегать за ними и тыкать их пальцем в бок. Я часто сталкиваюсь с людьми, которые говорят мне: «Ну конечно, это нормально, это же общая практика. Конечно же, я отдаю заказы фирмам, которые я знаю, потому что они лучше сделают». В конечном итоге, подобное образование очень тесно связано с любой нашей последующей прикладной работой по контролю за доходами, конфликту интересов и т.д.

Эпизод 8: Бенефициарный собственник

Партеры антикоррупционного образования

Боюсь, что их совсем немного. Высшая школа экономики, например, дает нам возможность работать со студентами и методически прорабатывать многие вещи. А в остальном, все – это наша большая команда, как Владимирское отделение, так и Московское, все принимали участие.  В целом, это наш собственный продукт при своеобразном полевом участии «Вышки».

Чем можно гордиться

Проект стал узнаваем.  Мы не ошиблись с персонажами.  Мерзкого «крыса» и боевую «антикоррупционную мышь» уже узнают. Понятно, что это не Масяня, но какие-то заделы на будущее все же есть. Это был наш первый опыт, он и не мог, наверно, быть грандиозным моментальным успехом. Сейчас у нас есть определенные задумки, основанные на этом проекте. Я горжусь тем, что, не имея вообще никакого опыта в выпуске анимационной продукции, мы все-таки это сделали. Я очень признательна своим коллегам – Алексею Шлепожникову, Антону Поминову, Наташе Горной – в общем, всем, кто принимал в этом участие.

Что не было реализовано

Мы пока не смогли придумать сценарий для нескольких тем. И это тоже задел на будущее. Кроме того, хотелось бы на основании отдельных серий сделать спинофы. Мы показываем, что такое плохо, а еще было бы правильно показать, что такое хорошо. Сделать, например, некие «альтер эго» отдельных серий с более прикладным образовательным месседжем. В любом случае, все, что мы не смогли сделать, – это некий план на будущее.

Эпизод 9: Заявитель о коррупции

Опыт для других НКО

Во-первых, это очень полезный опыт – попытаться свою зачастую очень сложную работу пересказать простым языком за одну минуту. Рассказать просто о своих главных темах так, чтобы люди это поняли, – очень полезно вообще для организации как таковой, даже если вы не собираетесь снимать мультик. Во-вторых, не надо бояться ошибок. Можно пару раз облажаться, но не сдаваться. Если не пошло один раз, не значит, что не пойдет никогда. Наконец, очень важно продумывать стратегию продвижения – как вы будете показывать это людям. Надо заранее начинать работу с медиа, чтобы об этом написали, чтобы люди это смотрели, заходили на страницу и т.д.

Что дальше?  

Сначала мы выдохнем, ну а потом, скорее всего, придумаем что-нибудь новое. Следующий проект будет, безусловно, опираться на этот мультсериал. Главное – не терять уже сделанного, придумывать новое, смотреть вперед и понимать, что аудитория становится все более взыскательной. Вполне возможно, сделаем что-то, связанное с мобильными приложениями. Потому что Мыш милый, и, как выяснилось, он неплохой антикоррупционер.

Интервью: Александр Голиков

Кейс подготовлен Агентством социальной информации в рамках проекта «ПравоВидение: коммуникации на защите прав человека». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 17.01.2014 № 11-рп, и на основании конкурса, проведенного движением «Гражданское достоинство».