Как сделать работу НКО эффективной

Для российских правозащитников создают кодекс этики

Международная антикоррупционная организация Transparency International создает кодекс этики для российских НКО. Сейчас у правозащитных организаций в РФ зачастую отсутствуют не только свод правил и порядок отчетности перед гражданами, но и сайты, пишет «Коммерсант» со ссылкой на слова представителей Transparency.

Российское отделение Transparency International представило первые тезисы «Кодекса этики для правозащитных НКО», на разработку которого был выделен кремлевский грант в размере 5 млн руб. «Нам предстоит проанализировать как западный опыт, так и опыт российских организаций по повышению их информационной открытости»,— заявил «Коммерсанту» замдиректора организации Алексей Шляпужников. По его словам, за основу взят кодекс этики самой Transparency. В нем, в частности, говорится, что члены правления НКО не имеют права на оказание услуг, связанных с освоением средств, полученных организацией в целевое управление. Также членам организации запрещено принимать подарки в любой форме, «если их принятие может влиять на деятельность Transparency». Каждый случай нарушения, согласно кодексу, разбирает специальная комиссия по этике при НКО.

По словам Шляпужникова, в качестве эксперимента до мая 2015 года три организации будут работать по руководствам, составленным на основе этого кодекса: петербургская «Беллона», московский «Общественный вердикт» и новосибирский Институт развития прессы. По итогам будет создан единый кодекс этики, который будет внедряться в работу НКО. «Не думаю, что есть необходимость признания его на законодательном уровне, но мы не будем против, если власти к нам прислушаются»,— сказал Шляпужников.

Как пояснил замдиректора Transparency, необходимость создания кодекса этики назрела по итогам исследования открытости российских НКО. Из 107 организаций, в разное время получавших государственные гранты, только 58% отчитались о расходовании средств. Большинство российских НКО по-прежнему не имеют собственных сайтов и не считают нужным размещать информацию о полученных грантах.

По мнению господина Шляпужникова, внедрение подобной корпоративной культуры среди российских НКО повысит уровень доверия к ним среди россиян. По мнению директора «Левада-центра» Льва Гудкова, сделать это таким образом будет трудно. По данным опроса «Левада-центра» за 2013 год, 35% россиян положительно отнеслись к введению для организаций статуса «иностранный агент». «Информкампания, сопровождавшая принятие нового закона об НКО, слишком сильно подорвала их репутацию, чтобы они смогли быстро завоевать доверие граждан»,— считает господин Гудков.

Источник: Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»