Как сделать работу НКО эффективной

Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»

Вид активности:
Название технологии

Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»

Название организации

Содействие химическому и экологическому образованию

Организационно-правовая форма

Некоммерческое партнерство

Регион

Москва

Контакты

119571, Москва, пр. Вернадского, 86, МИТХТ им. М.В. Ломоносова
Е-mail: rotina@rambler.ru,
evpecherica@gmail.com, evpecherica@gmail.com
Сайт:www.chemeco.ru
Тел: моб. тел. 8-910-473-66-21, 8-916-261-60-42 раб. тел. (495) 434-81-02

Проблемы, на решение которых направлен соответствующий механизм, и которые он должен устранить

Важнейшей проблемой, на решение которой направлено проведение конкурса "Человек на Земле", является объединение усилий детских коллективов и молодежи, занимающихся исследовательской и природоохранной деятельностью в разных регионах России, в деле сохранения природного окружения и культурного наследия на местном, региональном и федеральном уровнях.

Цели/задачи

Конкурс проводится с целью формирования экологической культуры – важной составной части культуры XXI века, включающей экологические знания, навыки и ценностные ориентации, необходимые для выявления, осознания и решения проблем устойчивого развития человеческого общества в единстве с природой.Важнейшими задачами конкурса являются:– приобщение школьников и дошкольников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному обращению с объектами и явлениями окружающего мира, как природного, так и созданного трудом человека;– формирование навыков исследовательской деятельности учащихся;– поддержка детского природоохранного движения как действенной формы экологического воспитания и образования;– развитие у подростков чувства причастности к решению экологических проблем.

Механизм достижения: подготовительный этап

Конкурс проводиnся в течение двух лет в три этапа:
1-й этап - региональный
2-й этап – всероссийский
3-й этап – конференция школьников «Хранители Земли» – победителей всероссийского этапа конкурса.
К участию в конкурсе приглашаются детские экологические коллективы, созданные в школах, средних специальных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, при вузах, научных центрах, заповедниках и других организациях. Возможно участие отдельных авторов; приветствуются семейные коллективы.

Механизм достижения: основной этап

Конкурс проводится по следующим номинациям:
НОМИНАЦИЯ № 1 «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ В ЭКОСИСТЕМАХ»
В номинации «Растения и животные в экосистемах» можно представлять работы по изучению отдельных видов или систематических групп животных, растений или других живых существ, направленные на анализ их взаимосвязей с природными сообществами.
Возможные тематические направления проектов:
– Изменения в строении и образе жизни животных и растений, вызванные антропогенными воздействиями.
– Отличия популяций животных и растений, обитающих на разных территориях.
– Роль различных растений и животных в «пионерских» сообществах и процессах восстановления естественного состояния экосистем.
– Животные и растения, переселенные человеком на новые территории, особенности их адаптации к новым условиям обитания.
– Редкие и вымирающие организмы, способы их эффективной защиты.
– Организмы-биоиндикаторы состояния экосистем.

НОМИНАЦИЯ № 2 «ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ»
В этой номинации можно представлять проекты по изучению природных сообществ, их состояния, развития, изменений, связанных с действием человека, в том числе работы по изучению взаимосвязей с природными сообществами отдельных видов или систематических групп живых организмов.
Возможные тематические направления проектов:
– Организация экологического мониторинга природных экосистем; формирование комплексной картины состояния экосистем.
– Анализ воздействия человека на экосистемы и их компоненты; снижение негативных последствий человеческой деятельности.
– Восстановление, поддержание и улучшение состояния водных экосистем; улучшение качества природной и питьевой воды.
– Сохранение лесов как уникальных экосистем, рациональное использование лесных богатств.
– Биоразнообразие как критерий состояния экосистем.
– Изменения в экосистемах за последние годы и десятилетия и их причины, сравнение результатов собственных наблюдений с историческими сведениями.
– Восстановление утраченных и деградирующих компонентов особо охраняемых природных территорий, их защита от антропогенных воздействий.

НОМИНАЦИЯ № 3 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСЕЛЕНИЙ. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИИ ЭНЕРГИИ
И РЕСУРСОВ»
Эта номинация объединяет проекты, связанные с исследованием экосистем поселений человека (больших и малых городов, поселков и деревень). Сюда же относятся и проекты по изучению и решению проблем, связанных с возрастающим потреблением энергии, истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды бытовыми и прочими отходами.
Возможные тематические направления проектов:
– Анализ влияния экологической обстановки на качество жизни и здоровье населения; пути оздоровления экологической ситуации в городе. Изучение качества воздуха, воды, почвы, организация мониторинга экологического состояния среды города, составление экологического паспорта района (микрорайона), школы, квартиры.
– Растения в городе.
– Проблемы содержания домашних животных в городе.
– Городские птицы.
– Бездомные животные в городе.
– Мониторинг общественного мнения (социологические исследования) относительно экологической обстановки в городе.
– Оценка потребления воды дома, в школе, на предприятиях, разработка рекомендаций по сокращению расходов воды.
– Утилизация отходов различных производств вашего района: анализ ситуации, описание используемых на производстве способов утилизации отходов, предложение новых способов утилизации. Оценка эффективности работы очистных сооружений.
– Оценка эффективности утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в вашем населенном пункте. Проводится ли раздельный сбор ТБО?
– Оценка энергопотребления и потерь энергии дома, в школе. Выработка рекомендаций по экономии энергии.
– Разработка проектов экологически безопасного и экономически выгодного крестьянского хозяйства применительно к условиям конкретного села.
– Прогноз и предложения по развитию маленьких деревень на основе результатов собственных исследований.
– Анализ представлений о семейных отношениях и семейных ценностях людей разных поколений в вашем городе (поселке, деревне).

НОМИНАЦИЯ № 4 «ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Сохранить гармонию человека с природой может только сообщество высоконравственных, обладающих высокой культурой и образованием людей. Формированию такого сообщества может помочь обращение к вековому опыту, к ценнейшим культурным традициям, выработанным многими поколениями. Изучение этих традиций – удел этнографии.
Возможные тематические направления проектов:
– Организация жизни и быта жителей населённого пункта в прошлом и настоящем: тип населённого пункта, история его создания и заселения; пространственная организация с учётом природных условий (поселения близ рек, озер, лесов, гор и др.), улицы, особенности их расположения, характер дорог; жилые дома, их экстерьер и декор, интерьер жилых домов, планировка, предметы мебели и домашнего обихода.
– Социальное устройство населенного пункта, структура общины, распределение обязанностей в ней по половым и возрастным признакам, взаимоотношения жителей, принятые нормы поведения, межличностные отношения, взаимопомощь; этнический состав населения.
– Занятия населения:
сельскохозяйственные работы, организация и распределение работ, положительный опыт землепользования, традиции по сохранению экологически чистой среды, вводимые новации, их польза или вред;
присваивающие промыслы: охота, рыболовство, сбор и заготовка даров леса, их использование в быту (пища, медицина), строительстве и ремеслах;
домашние ремесла, их описание и характеристика; использование местных природных материалов, способы заготовки, обеспечение сохранности и воспроизведения природных ресурсов;
народные художественные промыслы: традиционные для данного региона и вновь привнесенные, художественные и технологические приёмы, изучение характера и смысла мотивов орнаментов прикладного искусства, отражение в них элементов окружающей природы, лучшие мастера и их работы.
– Народный костюм. Состав костюма, его художественные особенности, социальная и возрастная принадлежность.
– Семья. Организация семейной жизни, взаимоотношения в семье. Семейные праздники, традиционные обряды, связанные с жизнью в семье (крестины, свадебный обряд, погребение умерших). Воспитание детей, принципы народной педагогики; детские игры и игрушки; колыбельные песни, дразнилки, поддевки.
– Духовная культура. Поверья, обряды, обычаи; исповедуемая религия.
– Земледельческий календарь: главные календарные праздники, их содержание, сценарии, участники, место и время проведения; обряды, совершаемые в ходе праздника; фольклор, входящий в контекст праздника.
– Особенности лексики и диалектологии. Топонимика и ономастика; местные легенды и сказания, связанные с названиями природных объектов; составление словаря местных названий природных объектов и их анализ.

Организаторами приветствуется выполнение проектов в рамках указанных выше номинаций семейными коллективами с участием детей до 10 лет. Эти проекты будут оцениваться отдельно.
НОМИНАЦИЯ № 5 «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОЛОГИИ»
Традиционно, проводится совместно с журналом «Мурзилка». Задание по этой номинации для детей в возрасте 6-10 лет будет опубликовано на страницах журнала и на сайте www.murzilka.org

Механизм достижения: этап развития

Конкурсы «Человек на Земле» обычно завершаются научно-практическими конференциями руководителей детских экологических проектов и школьников средних классов. Во время подобных конференций участники обмениваются опытом и вырабатывают дальнейшую стратегию развития детского экологического движения.

Ресурсы: информационно-методические

Положение о конкурсе распространяется по контактам руководителей детских экологических объединений и на официальном сайте организации, а также через партнеров и учредителей конкурса:
Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»
Департамент образования г. Москвы
Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества
Российское геологическое общество
Всероссийское общество охраны природы
МИТХТ им. М.В.Ломоносова
Географический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова
Факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В.Ломоносова
Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН
Журнал «Химия и жизнь»
Союз охраны птиц России
Журнал «Мурзилка»

Ресурсы: материальные

Благотворители: * ИПСК «НГС-ТЕМПОБУР» (www.tempobur.ru) * ООО «СИБУР» (www.sibur.ru) * «СИБУР-РУССКИЕ ШИНЫ» (www.sibrustyre.ru) * Advanced Chemistry Development, Inc. (www.acdlabs.com) * Патентный поверенный Игорь Леонидович Стояченко * АНО «Центр профессиональной ориентации «ПРОФИ» * НИИЦ "Синтез" (esc-synthesis.ru) * ЗАО «Росхимнефть» * ООО «НТЦ «Интайр» * «НОРДАВИА - РА» * ООО «Аналит Продактс» (www.analit-spb.ru) * ООО «Брукер» (www.bruker.ru) * InterLab Inc.(www.interlab.ru) * ОАО «Транснефть»Помещение в здании МИТХТ им. М.В. Ломоносова, оргтехника.

Ресурсы: организационные и человеческие

Учредителями конкурса "Человек на Земле" являются:
•Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»
•Департамент образования г. Москвы
•Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества
•Российское геологическое общество
•Всероссийское общество охраны природы
•МИТХТ им. М.В.Ломоносова
•Географический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова
•Факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В.Ломоносова
•Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН
•Журнал «Химия и жизнь»
•Союз охраны птиц России
•Журнал «Мурзилка»
ЖЮРИ VIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов
«Человек на Земле» (2010-2011 г.г.):
Капица Андрей Петрович - Председатель жюри, член-корреспондент РАН, заведующий кафедры Рационального природопользования Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Жердев Анатолий Виталиевич - Зам. председателя жюри, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института биохимии РАН
Ротина Елена Сергеевна - Зам. председателя жюри, директор некоммерческого партнерства «Содействие химическому и экологическому образованию»
Печерица Елена Владимировна - ответственный секретарь жюри, координатор образовательных программ ЭкоЦентра «Заповедники», аспирантка кафедры Рационального природопользования Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Голубева Елена Ильинична - доктор биологических наук, профессор кафедры Рационального природопользования Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Зубакин Виктор Анатольевич - кандидат биологических наук, Президент Союза охраны птиц России
Каманина Инна Здиславовна - к.б.н., доцент, зам. заведующего кафедры Экологии и наук о Земле Международного университета природы, общества и человека «Дубна»
Лукьяненко Ирина Ростиславовна - Зав. отделом этнокультурного образования центра празднично-игровой культуры и социокультурного развития МГДД(Ю)Т
Марголина Ирина Леонидовна - канд. геогр.наук, старший научный сотрудник кафедры рационального природопользования Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносов
Николайкина Наталья Евгеньевна - к.т.н., профессор, декан ф-та Инженерная экология, Московского государственного университета инженерной экологии
Потапова Татьяна Васильевна - доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского, МГУ им. М.В.Ломоносова
Сапожникова Галина Павловна - канд. биологических наук, член Правления НП «Содействие химическому и экологическому образованию
В качестве экспертов привлечены более 30 кандидатов и докторов наук, научных сотрудников МГУ им. М.В. Ломоносова, Института археологии РАН, Международного университета природы, общества и человека «Дубна», Московского государственного университета инженерной экологии, Союза охраны птиц России, МГДД(Ю)Т, ЭкоЦентра «Заповедники»

Результаты: немедленные

В 2010-2011 г. проходит уже VIII Всероссийский конкурс «Человек на Земле». В первом и втором заочных турах этого конкурса приняли участие более тысячи проектов из 425 городов и 265 поселков, деревень и сел 65-ти регионов России, а также из Одесской области Украины. Авторами проектов в этом году стали как индивидуальные исследователи (375 участников), так и целые коллективы (326 коллективов), обучающиеся более чем 482-х муниципальных образовательных учреждениях и 206-ти экологических центрах дополнительного образования, экологических кружках и детских экологических объединениях. Многие коллективы работают на протяжении нескольких лет при вузах и научных учреждениях. Отдельные коллективы созданы при национальных парках и заповедниках, домах природы и центрах экологического образования, при региональных комитетах, общественных союзах, техникумах, библиотеках.Большинство проектов выполнено школьниками старшего возраста (52,5%), однако особо важно отметить, что около 20% авторов конкурса в возрасте от 5 до 10 лет. Кроме того, более 30% проектов выполнены семейными коллективами.Руководителями проектов являются преподаватели биологии, химии, географии, экологии, литературы и иностранных языков, а также учителя начальных классов и педагоги дополнительного образования. Около 40% работ имеют либо научного консультанта, либо педагога с ученой степенью кандидата и доктора наук. Стаж педагогической деятельности большинства руководителей проектов от 20 до 35 лет (42,4%), кроме того, в конкурсе приняли участие молодые специалисты, стаж педагогической деятельности которых менее 5 лет (около 7% участников).

Результаты: что изменилось в результате реализации лучшей практики

Участники конкурса приобретают навыки исследовательской работы, умение формулировать и решать экологические проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды. Учащиеся приобретают опыт партнерских взаимодействий с педагогами, сверстниками, студентами, учеными и местной общественностью. Они становятся активными пропагандистами экологических знаний среди школьников и всего населения, участвуют в качестве добровольцев в проведении экологических мероприятий и акций.Привлечение подростков к решению общегосударственных проблем будет способствовать формированию деятельных, думающих личностей, граждан, понимающих свою ответственность за сохранение жизни на Земле.

Контроль и оценка: механизм оценки

Экспертная оценка

Контроль и оценка: показатели количественные

На основе собранных регистрационных данных участников региональных и всероссийских этапов восьми конкурсов сформирована база контактов (телефоны, почтовые и электронные адреса) активистов детского экологического движения

Контроль и оценка: показатели качественные

Конкурс традиционно получает высокую оценку как участников так и экспертов, привлекаемых к рецензированию проектов. В адрес оргкомитета поступают благодарственные письма педагогов-руководителей детских экологических клубов.

Описание рисков, связанных с реализацией лучшей практики

нет

Кем и где еще используется данная лучшая практика

нет

Образовательные программы, которые имеет смысл пройти для реализации лучшей практики

Управление сайтом и использование инновационных интернет-сервисов для развития и координации работы детских экологических коллективов в регионах России, создание социальных сетей для участников экологического движения.

Отзывы

Электронные письма участников конкурса в 2010-2011 гг:Здравствуйте, уважаемая Елена Сергеевна!Спасибо Вам огромное за то, что отметили нашу семейную работу Дипломом"Хранители Земли"!Рассказали Оленьке - ребенок ликовал!С нетерпением будем ждать от Вас письма.С уважением, вся семья Реутовых.г.ИзмаилОдесская областьУкраинаЗдравствуйте организаторы конкурса "Человек на Земле"!Мы посмотрели итоги VIII конкурс и были рады ведь наша работа вошла в список победителей по Московской области. В информационном письме сказано, что дипломы прийдут в концу учебного года 2010-2011.У нас большая просьба к Вам. На 21 июня назначено вручение аттестатов и будет здорово если дипломы успеют к торжеству.Заранее благодарим Вас. С уважением Валентина Алексеевна Дацко, учитель экологии МОУ СОШ №8 с УИОП г .Егорьевск, МОЗдравствуйте, Елена Сергеевна!Наш семейный коллектив благодарит Вас за оценку нашего исследования "Вода в доме".Хотелось бы узнать Диплом "Хранители Земли" будет выслан по почте на бумажном носителе (если да, то на какой именно адрес: наш домашний или школы) или его электронный образ будет передан на адрес школы?И возможно ли надеяться на получение соответствующего подтверждения в участии руководителю нашего проекта - классному руководителю Сабировой Светлане Антоновне?С уважением и благодарностью,Мамаева М.В. Здравствуйте, Уважаемая Елена Сергеевна.Большое спасибо за письмо, благодаря ему смогла узнать наши результаты. Теперь будем ждать дипломы и грамоты. Вы будете их высылать почтовым отправлением или по электронной почте?Хочу выразить благодарность всем членам жюри и организаторам конкурса. Студенты нашего колледжа готовы принять участие в новых конкурсах. Буду ждать новых предложений.С уважением, Панкова Татьяна Николаевна.

Отчеты о реализации лучшей практики

В качестве отчета о реализации проекта прилагается таблица регистрации участников всероссийского этапа конкурса

Отчеты о реализации - файл: