Как сделать работу НКО эффективной

Социализация детей. Развитие добровольчества. Привлечение гражданского общества к процессу воспитания подрастающего поколения

Вид активности:
Название технологии

Социализация детей. Развитие добровольчества. Привлечение гражданского общества к процессу воспитания подрастающего поколения

Название организации

Межрегиональная общественная организация помощи детям и подросткам "Добрая планета"

Организационно-правовая форма

Общественная организация

Регион

Москва

Контакты

+7(916)1444682
+7(495)7735093
dplaneta@dplaneta.ru
www.dplaneta.ru

Проблемы, на решение которых направлен соответствующий механизм, и которые он должен устранить

Проблема сиротства на сегодняшний день является одной из самых острых социальных проблем нашего государства. Программа развития деятельности Межрегиональной общественной организации «Добрая планета» направлена на содействие подготовке выпускников детских домов, приютов и школ-интернатов к социальной адаптации; основана на анализе сложившейся в стране социально-демографической ситуации, статистических данных о выпускниках детских сиротских учреждений и спектра других социальных, экономических и правовых факторов.
Направленность программы на сбалансированное решение разноплановых проблем детей-сирот предполагает реализацию комплексного подхода к взаимодействию с детскими сиротскими учреждениями, а также последующую интеграцию предложенных мер в общую концепцию государственного социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В программу включен комплекс мероприятий по содействию социальной адаптации и интеграции в современное общество выпускников детских домов, приютов и школ-интернатов.

Анализ ситуации в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные проблемы выпускников детских сиротских учреждений.
В России детские дома переполнены - без попечения родителей 1 миллион сирот. Каждый год все больше детей поступает в приюты, более 100 тысяч детей ежегодно отбирается по суду из неблагополучных семей, родители почти 40 тысяч детей в год лишаются родительских прав. Прожившие несколько лет в казенных учреждениях, лишенные родительской заботы, дети отстают в эмоциональном, социальном и физическом развитии. Выходя из детского дома, они часто не умеют читать, не понимают прочитанного, не умеют критически мыслить, различать причину и следствие, осознавать свое агрессивное или антиобщественное поведение. Дети-сироты привыкают постоянно жить в коллективе, на полном обеспечении, с позицией «мы сироты, нам все должны», со стойким неумением и нежеланием отвечать за свою жизнь. Не имея опыта жизни в семье, образования, соответствующего современным требованиям, и психологической поддержки после выхода из детского дома, большинство выпускников оказываются втянутыми в криминальные группировки. Жить без казенных стен им оказывается очень непросто. Те выпускники, которые обзавелись семьями, часто сами оставляют своих детей на государственное попечение. Порочный круг социального сиротства замыкается. Российская статистика относительно выпускников детских домов не слишком оптимистична: высшее образование получают менее 1%, менее 5% из них овладевают постоянной профессией, 30% встают на криминальный путь, 20% становятся бомжами, 10% кончают жизнь самоубийством. Heспособны к обучению по общеобразовательной программе 8-10 % из домашних детей школьного возраста, и 85-92% из воспитанников сиротских учреждений. Из выпускников детских домов 40% становятся наркоманами или алкоголиками; 40% совершают преступления и только 2% поступают в вузы. В то время, как из молодых людей, выросших в семье, 2% совершают преступления, 45% поступают в вузы.
Традиционный детский дом (приют, школа интернат), давая ребенку кров, одежду, питание, возможность учиться, не может дать ему полноценного развития. Обеспеченное существование не может гарантировать нормальное социальное развитие воспитанников и их последующую социальную адаптацию и интеграцию в современное общество.
Социализация - это процесс обучения и усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу или социальной группе. Человек является активным участником процесса социализации. Она связана с активным деятельным участием самого человека в нём. В процессе социализации индивидуума есть несколько составляющих. Одна из них - это социальная адаптация, т.е. обучение и приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам и ценностям новой для него среды. Именно на этом этапе формируется способность личности сочетать индивидуальные и общественные интересы. Воспитанники в детских домах и школах-интернатах исключены из различных взаимоотношений, таких как взаимоотношения в семье, материальные взаимоотношения, обеспечивающие существование, социальные услуги и социальной безопасность и др. Именно такие условия жизни формируют из воспитанников личность, которой сложно и практически невозможно адаптироваться к условиям существования в современном обществе.
В условиях воспитания ребенка в детском доме, школе-интернате формируется особая внутренняя позиция – «психологическое капсулирование», которое состоит в отчужденном отношении к другим и к себе (восприятии себя ничейным), отсутствием самостоятельности и ответственности за свое поведение. Для этой позиции характерны временная ограниченность или нереалистичность жизненных планов, инфантилизм, отсутствие самостоятельности и неумение и нежелание нести ответственность за свои поступки.
Исследования психологов показали, что у детей, попадающих в детские дома, нарушается глубинный сценарий, определяющий всю дальнейшую жизнь ребенка. По мнению исследователей этой проблемы, он может быть обозначен как сценарий «агрессивного неудачника». Эта агрессия принимает либо внутренний характер и тогда выражается в самоуничтожении (алкоголизм, наркомания, проституция, депрессия, попытки суицида), либо это агрессия по отношению к сверстникам и взрослым (хулиганство, воровство и т.д.).
Тенденция к закрытости у самих учреждений такого типа, с одной стороны, специфические психологические проблемы самих воспитанников, а также существующие общественные стереотипы восприятия воспитанников детских домов как изгоев, неготовность общества принимать их как полноценных и равноправных партнеров по общению и деятельности, с другой стороны, затрудняют интеграцию и социальную адаптацию воспитанников детских домов. Все это порождает социальную напряженность и определенные проблемы.

Цели/задачи

У проекта две цели: 
I  Цель - Содействие процессусоциальной адаптации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей; детей –инвалидов; детей, оказавшихся в трудной жизненнойситуации, и формирование у них навыков самостоятельной жизни, правовойкультуры.
 
Задачи:
1. Повышение социальной компетентности, овладение знаниями, способствующимиадаптации в обществе, приобретение нового социального опыта с цельюформирования важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации вобществе.
 
2. Создание модели интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей (воспитанников приютов, детских социально-реабилитационных центров,детских домов) в общество через систему познавательных игр.
3. Формирование правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей (воспитанников приютов, детскихсоциально-реабилитационных центров, детских домов)
4. Помощь в профессиональной ориентации и психологической адаптации вобществе воспитанникам детских домов
5. Развитие понимания семьи
 
6. Знакомство с понятиями финансовой системы и потребительского рынка
7. Привитие здорового образа жизни

II  Цель - Привлечение гражданскогообщества к воспитанию подрастающего поколения, в том числе детей сирот;детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненнойситуации; инвалидов.
Задача: Подготовка детей из интернатных учреждений к социальной адаптации иинтеграции в общество путем формирования навыков самостоятельной жизни иправовой культуры.
Действие: Создание на базе МОО "Добрая планета" развитой сетинекоммерческих добровольческих организаций, члены которых, в свободное время,содействуя государственным учреждениям, передавая свои знания, тепло сердец,индивидуальным подходом и дружеским участием, снизят детскую агрессию к обществу,сверстникам и своим будущим детям, показывая детям заинтересованностьобщества в них.
Задача: Развить добровольческое движение, подготовить профессиональныйколлектив добровольцев, занятых формированием и развитием у детей пониманиясемьи, повышением их социальной компетентности, развитием у нихкоммуникативных навыков, правовой культуры, формированием пониманияфинансовой системы и потребительского рынка, знакомством сжилищно-коммунальной системой и системой социальной защиты, привитием навыковздорового образа жизни, профориентацией.

Механизм достижения: подготовительный этап

Действия, направленные на решения так же задач, в приложенном файле "Программа ДП"

Механизм достижения: основной этап

Один из проектов для решения поставленных задач - "Родительский день", в приложенном файле "Родительский день".

Механизм достижения: этап развития
Ресурсы: информационно-методические

Проект обсуждался на кадровом резерве http://profkom-base.edinros.ru/club/showentry.php?e=490&catid=newentries Развитие добровольчества. Привлечение гражданского общества к процессу воспитания подрастающего поколения. Результаты конкурса выложены: http://profkomanda.edinros.ru/article/22745 Наиболее реалистичные проекты, получившие значительную долю поддержки со стороны посетителей Банка идей, представлены в первом разделе. Многие из них уже реализуются в пилотном режиме и могут "быть масштабированы в рамках страны". Среди первых таких проектов и проект МОО "Добрая Планета".
"Проект основан на позитивном опыте МОО «Добрая планета» (действует в Москве, Московской и Владимирской областях). Его цель – организация сети волонтеров и проведение мероприятий в школах-интернатах с целью повышения социальной адаптации выпускников, формирования и развития у детей коммуникативных навыков, правовой культуры, понимания финансовой системы и потребительского рынка, знакомства с жилищно-коммунальной системой и системой социальной защиты, привитием навыков здорового образа жизни, профориентацией."

Ресурсы: материальные

Организация добровольческая, то есть без оплаты труда, все от председателя до бухгалтера. Средства членов организации и ее добровольных помощников, благотворительные пожертвования граждан

Ресурсы: организационные и человеческие

Межрегиональная общественная организация помощи детям и подросткам "Добрая Планета"; Методологическая поддержка
Межрегиональная общественная организация помощи детям и подросткам "Добрая Планета"; Организационная поддержка
Школа-интернат г. Дмитров, Социально-реабилитационные центры г. Серпухов, г. Гусь-Хрустальный, Ховринский приют г. Москва.; Другое
ГОУ Центр образования "Школа здоровья" No 1998 "Лукоморье" г. Москва, Детская Школа Искусств "Дети Синей Птицы" г. Подольск - семейные дети; Другое
О проекте в СМИ: Радио "Маяк", "Адреса милосердия", радио "Милицейская Волна", радио "Голос России", радио "СИТИ-FM", АСИ, "Российская газета" от 09.06.08, от 13.11.09, "Газета" от 23.09.09,"Неделя. Подмосковье" 13.01.10, РТР, новости 28.04.09; PR, продвижение
Партия "Единая Россия" - обсуждение на форуме "Берлога"; PR, продвижение

Результаты: немедленные

1. Разработан ряд проектов и программ, которые успешно реализуются в 6 детских интернатных учреждениях Москвы, Московской и Владимирской областей в рамках договоров о совместной деятельности http://dplaneta.ru2. Проект привлек к себе внимание гражданского общества и за короткое время численность членов организации МОО "Добрая Планета" выросла на 70%, а добровольных помощников - на 120%.3. Подготовлен профессиональный коллектив добровольцев, который разработал и успешно внедряет уникальные проекты "Родительский день", "Родители выходного дня" и другие проекты http://dplaneta.ru

Результаты: что изменилось в результате реализации лучшей практики

-

Контроль и оценка: механизм оценки

-

Контроль и оценка: показатели количественные
Контроль и оценка: показатели качественные
Описание рисков, связанных с реализацией лучшей практики
Кем и где еще используется данная лучшая практика
Образовательные программы, которые имеет смысл пройти для реализации лучшей практики
Отзывы
Отчеты о реализации лучшей практики
Отчеты о реализации - файл: