Как сделать работу НКО эффективной

XII Ежегодная конференция Форума Доноров: российские фонды выбирают информационную открытость и добросовестность в качестве ключевых ценностей

Благотворительные фонды, работающие в России, ценят информационную открытость и добросовестность выше, чем профессионализм. Таковы выводы исследования, проведенного компанией «Процесс Консалтинг». Исследование было представлено на XII Ежегодной конференции Форума Доноров, проходящей в Москве.

Тема конференции этого года — «Ценности и мотивы современной благотворительности: горизонты развития». В ней принимают участие более 200 человек – специалисты в сфере благотворительности, экономики, социологии, права, представители власти.

Участники конференции обсуждают, что движет людьми, совершающими бескорыстные поступки, есть ли различия между ценностной основой работы частного и корпоративного фонда, как мотивировать сотрудников и бороться с профессиональным выгоранием, как привести в соответствие ценностные ориентиры руководителей и подчиненных, что такое эффективность благотворительности, в чем особенности PR для фондов, надо ли пересматривать и обсуждать ценности своей организации.

Условно все ценности, декларируемые фондами, можно разделить на две категории: организационные и социальные. Социальные выражаются в направлениях деятельности фонда, целевых группах, содержании проектов. Организационные ценности складываются по мере развития фонда.

Как показали результаты исследования, зарубежные фонды выбирают в качестве ценностей честность и порядочность, профессионализм и высокое качество, уважение, приверженность основному направлению деятельности, сотрудничество и партнерство, инновации и творчество, прозрачность и подотчетность.

Выбор российских фондов несколько отличается. Из 58 благотворительных фондов, принявших участие в исследовании, две трети выбрали информационную открытость в качестве главной ценности. Под информационной открытостью понимается доступность сведений о деятельности фондов, включая программы и финансовую составляющую. Также российские фонды ценят добросовестность, профессионализм, инвестиции в будущее. Среди других заявленных ценностей — законопослушность, навыки командной работы, эффективность использования средств, доверие, подотчетность, результативность.

Официально утвержденный перечень ценностей есть у 24 фондов (41%), у 34 фондов (59%) его нет. «Пока в организации нет определенности на уровне ценностей, невозможно строить свою работу и двигаться дальше, — говорят представители фондов, имеющих перечень ценностей. Те, у кого перечня нет, считают, что ценности проявляются в делах, их не надо утверждать», — говорит Владимир Балакирев, консультант по оценке программ, директор по развитию «Процесс Консалтинг».

На формирование ценностей, согласно исследованию, определяющую роль играют руководитель, учредитель, совет директоров (97, 93 и 81 % соответственно). Партнеры, сотрудники и благополучатели влияют в меньшей степени. Как считают представители благотворительных фондов, информационная открытость, выбираемая главной ценностью, влияет на доверие и фандрайзинг. «Информационная открытость и добросовестность больше, чем профессионализм влияют на фандрайзинг. Если ты не открыт, ты никому неизвестен и никому не нужен», — уверен президент Русфонда Лев Амбиндер.

«Если мы открыты, прозрачны, нам больше доверяют. Сейчас есть кризис доверия не только к фондам, но и в обществе в целом», — отмечает Анна Гаан, исполнительный директор Благотворительного фонда «Арифметика добра».

Ценности благотворительных фондов связаны с ценностями руководства, учредителями организаций, отмечают участники конференции. Так, деятельность Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко является отражением семейных ценностей.

«Вопрос, кому и как помогать, — открытый. Нам нужно делать качественно и профессионально свою деятельность, продолжать задавать вопросы, насколько полезно то, что мы делаем», — говорит председатель наблюдательного совета Фонда Тимченко Ксения Франк. По ее словам, фонд руководствуется тремя принципами. «Первый — ответственность за свою деятельность. Мы стараемся привлекать экспертов, чтобы быть уверенными: то, что мы делаем, качественно. Также важен принцип открытости. Любой долгосрочный результат требует сотрудничества государства, бизнеса, НКО. В-третьих, самый эффективный способ что-то поменять — это находить людей с потенциалом и вкладывать в них, рассчитывая, что они смогут изменить сообщество вокруг себя».

Ценности также важны в деятельности бизнеса. Как отметил генеральный директор компании Senior Group Алексей Сиднев, ценности компании совпадают с ценностями партнеров, инвесторов. «Наша миссия — забота о старшем поколении. Среди наших ценностей — уважение к личности, к клиентам, пожилым людям, к сотрудникам. Второе — профессионализм. Мы отправляем сотрудников на стажировку, у нас работают зарубежные специалисты, потому что людям необходим качественный уход. Большую роль играют безопасность — и пожилых, и сотрудников, а также порядочность», — говорит Алексей Сиднев.

Юлия Вяткина

Источник: Агентство социальной информации