Как сделать работу НКО эффективной

Белые ночи фандрайзинга: отношение НКО к частным пожертвованиям в корне изменилось

12-15 июня в Казани прошла ежегодная конференция «Белые ночи фандрайзинга: поиск средств для развития людей, организаций, территорий». В этом году особый интерес вызвала тема частных пожертвований, которые презентованные на конференции исследования называют одной из ключевых тенденций последних лет.
Организаторами конференции в этом году выступили Центр развития некоммерческих организаций (ЦРНО) совместно с Казанским благотворительным фондом «АК БАРС «Созидание».

Конференция прошла уже в седьмой раз, собрав около 150 участников: крупнейших экспертов в сфере фандрайзинга, специалистов НКО, занимающихся привлечением ресурсов на благотворительную и общественную деятельность, представителей коммерческих компаний, отвечающих за социальную ответственность и благотворительность.

В течение четырех дней участники обменивались опытом, обсуждали как общие вопросы отрасли (тенденции развития фандрайзинга в мире и в России, этические нормы), так и практические аспекты привлечения ресурсов (работа с компаниями, частными лицами, получение государственных субсидий, личные навыки фандрайзера, ведение сайта НКО и групп в социальных сетях, сбор средств через краудфандинговые платформы и акции).

«В этом году на конференции много новых участников, появились новые темы, такие как кобрендинг, социальное предпринимательство, — рассказала Анна Клецина, директор по развитию ЦРНО. – Если еще два года назад сессии по краудфандингу и даже по продвижению в социальных сетях воспринимались как экзотика, сегодня же этим занимаются очень многие, и многие уже достигли значительных результатов».

И сотрудники НКО, и представители бизнеса отмечают рост профессионализма среди фандрайзеров. «Уровень мероприятия за последние годы существенно вырос. Сегодня здесь собираются профессионалы, которые обсуждают глубокие вопросы отрасли», — отметила Юлия Сарвиро, менеджер по социальным проектам Microsoft.

«Еще несколько лет назад мало кто из участников конференции интересовался темой привлечения частных пожертвований. Сегодня все больше организаций уже не просто ведут эту работу, а оттачивают мастерство, применяя новейшие технологии, — рассказал Дмитрий Даушев, директор по фандрайзингу и коммуникациям «Детских деревень SOS», член совета Ассоциации фандрайзеров. — Новым по отношению ко всем предыдущим конференциям стало внимание к регулярным пожертвованиям, которые во всем мире составляют основу финансирования большинства крупных и средних фондов».

Мнения экспертов подтверждают и проведенные недавно исследования.

В ходе конференции были представлены результаты исследования «Тенденции в современном российском фандрайзинге», проведенного Центром развития НКО в мае 2014 года.

В ходе исследования был проведен онлайн-опрос фандрайзеров-практиков из разных регионов России, интервью с руководителями крупных НКО, экспертами, представителями бизнеса. Более половины опрошенных считают, что в целом ситуация в области фандрайзинга в России улучшается; растет профессионализм НКО и количество доноров. Благотворительность в целом становится более заметной и привычной, уровень недоверия к общественным организациям со стороны бизнеса и общества снижается. Вместе с тем, многие ожидают изменений в законодательстве, которые могут затруднить работу НКО по привлечению средств.

Самыми «модными» направлениями российского фандрайзинга, согласно результатам исследования, сегодня являются: краудфандинг, привлечение средств через интернет, продвижение в социальных сетях, мобильные технологии, благотворительные мероприятия, корпоративное волонтерство.

По-прежнему сохраняется разделение на «популярные» и «непопулярные» темы: к последним традиционно относится защита прав человека, помощь зависимым, ВИЧ-инфицированным, заключенным, лечение взрослых.

К числу ключевых тенденций последних лет можно отнести и то, что более половины опрошенных (51%) отмечают пожертвования от частных лиц как один из наиболее значимых для их организации источник средств. Еще пять лет назад ситуация в корне отличалась: большинство НКО считали сбор средств от частных лиц слишком сложным и дорогим методом фандрайзинга.

Респонденты отмечали также, что возможности для привлечения средств от бизнеса и государственных структур в последнее время увеличиваются.

Результаты исследования онлайн-благотворительности (привлечения пожертвований-онлайн), проведенного по заказу проекта «Теплица социальных технологий», презентовал на конференции Центр изучения интернета и общества. Они также подтверждают общие тенденции фандрайзинга: разделение на «популярные» и «непопулярные» темы, развитие краудфандинга, практики олайн-пожертвований. При этом исследователи отмечают пока еще низкий уровень прозрачности этого рынка (из 107 исследованных фандрайзинговых фондов, собирающих средства в интернете, удалось найти данные об объемах пожертвований лишь у 24-х).

Благотворительность перестает быть модной и становится просто нормальной, неотъемлемой частью повседневной жизни – вот, пожалуй, главная тенденция, которая не может не радовать. Мария Черток, директор CAF России, озвучила предварительные данные нового исследования CAF: около половины всех респондентов имели опыт пожертвования в НКО, но благотворительность не имеет пока системного характера – за последний месяц пожертвования сделали лишь 6% опрошенных. «Задача состоит в том, чтобы формировать лояльность и превращать случайные акты пожертвования в регулярную поддержку», — отметила Мария Черток.

На конференции впервые была широко представлена недавно созданная Ассоциация фандрайзеров. В ходе конференции в нее были приняты 12 членов. На сегодня в ее состав входит 35 членов – как индивидуальных, так и организаций. Большинство участников сошлись во мнении, что профессиональное объединение фандрайзеров на данном этапе необходимо, это будет способствовать развитию отрасли, повышению этических стандартов.

Источник: Агентство социальной информации