Постоянная комиссия по развитию НКО Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) подготовила предварительное заключение на законопроект, согласно которому Министерство юстиции РФ может получить право самостоятельно вносить «иностранных агентов» в соответствующий реестр. Заключение направлено председателю Государственной Думы РФ Сергею Нарышкину.
Законопроект, автором которого является депутат Андрей Луговой (ЛДПР), был накануне внесен в нижнюю палату парламента.
В постоянной комиссии президентского совета уверены, что законопроект противоречит ряду положений Конституции РФ. В частности, речь идет о том, что согласно главному закону страны общественные объединения равны перед законом. Кроме того, законопроект противоречит положению о свободе деятельности общественных объединений и положению о недопустимости необоснованного ограничения прав.
Предложение расширить основания для внеплановых проверок НКО, по сути, дублирует положения закона «О некоммерческих организациях», считают в СПЧ. Кроме того, в постоянной комиссии считают, что уже существующая процедура контроля за НКО является достаточной, а предоставление Минюсту полномочий проводить внеплановые проверки по любому обращению граждан нарушит баланс между общественными и государственными интересами, приведет к частным повторяющимся проверкам по одним и тем же основаниям.
Постоянная комиссия СПЧ напоминает, что Конституционный суд РФ особо обратил внимание, что законодатель обязан исходить из презумпции законности и добросовестности деятельности НКО. «Реализуя принадлежащие ему правотворческие полномочия, федеральный законодатель должен устанавливать такие правила, которые, не посягая на само их существо, способствовали бы достижению – на основе баланса частных и публичных начал – конституционно значимых целей», – говорится в заключении.
Что касается «принудительного» внесения «иностранных агентов» в соответствующий реестр, то в СПЧ, прежде всего, отмечают, что наделение Минюста таким правомочием не ликвидирует аналогичную «добровольную» процедуру. Постоянная комиссия напоминает, что за все время правоприменения закона «об иностранных агентах» в указанный реестр вошла только одна организация. «Нет никакой практической необходимости в процедуре, которая не работает», – считают в комиссии.
Кроме того, в СПЧ считают, что «введение процедуры признания НКО, выполняющей функции «иностранного агента», на основании лишь решения правоприменителя с отложенным судебным контролем законности такого решения не обеспечивает эффективную защиту прав и законных интересов общественных объединений». Комиссия напоминает, что правоприменительная практика соответствующего закона показала, что существенная доля решений органов прокуратуры и юстиции в отношении НКО позже были признаны судами незаконными и необоснованными. «Иными словами, правоприменители многократно нарушили и незаконно вмешались в свободу деятельности НКО. Такие поспешные решения этих государственных органов нанесли непоправимый ущерб имиджу Российской Федерации как демократического государства», – подчеркивают в СПЧ.
По мнению Постоянной комиссии СПЧ, данный пункт законопроекта необходимо изменить, предусмотрев только судебный порядок признания НКО «иностранным агентом» по исковому заявлению Минюста, исключив добровольный порядок вхождения в реестр. При этом сама процедура признания НКО «агентом» должна быть многоступенчатой, считают в комиссии, в целях исключения любых ошибок и злоупотреблений со стороны государственных органов.
Признание организации «иностранным агентом» должно проходить в три этапа, говорится в заключении. На первом этапе государственные контролирующие органы необходимо обязать выносить соответствующие акты реагирования. На втором этапе Минюст обязан рассмотреть ответ НКО на предупреждение и представленные доказательства и либо отказаться от дальнейших шагов, либо обратиться в суд с заявлением о признании организации «агентом». При этом бремя доказывания должно быть возложено на органы юстиции, а право на окончательное решение о признании должно быть закреплено за судом. И, наконец, третий этап – внесение организации в реестр и наблюдение за исполнением ею дополнительных обязанностей.
Такой порядок позволит максимально исключить ошибки и злоупотребления, считают в Постоянной комиссии СПЧ. Что касается законопроекта депутата Лугового, то его необходимо снять с рассмотрения, говорится в заключении.
Георгий Иванушкин
Источник: Агентство социальной информации