Как сделать работу НКО эффективной

Социальная ответственность НКО: важнее всего диалог со стейкхолдерами

В последнее время в России все более активно обсуждается вопрос социальной ответственности бизнеса. А насколько проблема ответственности перед заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) актуальна для некоммерческих организаций? Какие существуют отличия в управлении этой ответственностью между коммерческими организациями и НКО? На эти вопросы ответила директор Агентства социальной информации Елена Тополева.

 

Елена, что такое социальная ответственность некоммерческих организаций? В чем она выражается?

Если говорить о специфике некоммерческих организаций, то их ответственность должна выражаться, прежде всего, в эффективности их работы. Ведь они нередко используют не свои, а чьи-то деньги, чьи-то ресурсы. Поэтому от того, насколько эффективно НКО тратят полученные средства, зависит степень их ответственности перед тем, кто эти средства дал. Кроме того, ответственность НКО состоит в том, чтобы не подрывать доверие к сектору со стороны стейкхолдеров – прежде всего, граждан – а, наоборот, увеличивать его. Это особенно актуально для нашей страны, где очень низкий уровень доверия к некоммерческим организациям. А чтобы не подрывать это доверие, нужно быть прозрачными, подотчетными и эффективными. Но прозрачными, подотчетными и эффективными можно быть по-разному. Все зависит от запроса со стороны стейкхолдеров.

А кто является стейкхолдерами для НКО?

В первую очередь, заинтересованной стороной для некоммерческой организации являются ее доноры. Перед разными донорами ответственность может выражаться по-разному. Если донор – частный фонд, то надо просто соответствовать его требованиям. А если донорами являются граждане или если НКО использует деньги госбюджета, прозрачность и подотчетность должны быть гораздо более серьезными и всеобъемлющими. Кроме того, некоммерческие организации несут ответственность перед своими сотрудниками и волонтерами, клиентами, благополучателями, партнерами, органами власти, а также перед благополучателями и обществом в целом. Можно говорить и о других стейкхолдерах НКО. Ответить на этот вопрос помогает стандарт AA1000. Он позволяет определить заинтересованные стороны и пути построения взаимодействия с ними, а также помогает проверять свою ответственность перед ними. Но о том, в чем должна выражаться эта ответственность, лучше всего спросить сами заинтересованные стороны. Очевидно, что каждая организация должна выпускать отчеты о своей деятельности. Но не во всех случаях его стоит печатать на дорогой глянцевой бумаге, даже если вдруг удалось изыскать на это ресурсы. Не факт, что такая отчетность понравится стейкхолдерам и увеличит доверие к НКО.

Какие требования к отчетности некоммерческих организаций предъявляют сейчас заинтересованные стороны?

Недавно мы проводили большое исследование того, насколько граждане хотят участвовать или уже участвуют в благотворительной и волонтерской деятельности и как они относятся к некоммерческим организациям. Результаты исследования показали, что участники опроса не очень доверяют НКО, но при этом хотели бы знать о них больше, поскольку на сегодняшний день не доверяют им. Когда мы спросили, что надо делать для того, чтобы такое доверие появилось, опрашиваемые ответили, что некоммерческие организации должны распространять о себе больше информации (прежде всего, через СМИ и отчеты), т.е. должны стать более прозрачными. Организация может собрать своих доноров и клиентов и спросить их, в каком формате они хотели бы получать информацию о ее деятельности. При этом следует постараться найти компромисс, чтобы отчетность была удобна и для НКО, и для заинтересованных сторон.

Может ли ответственность перед одной группой стейкхолдеров вступать в противоречие с ответственностью перед другой группой заинтересованных сторон?

Конечно. Например, когда организация обладает конфиденциальной информацией о своих клиентах, а законодательство или донор требуют ее раскрытия. В подобных ситуациях ответственность перед одной группой стейкхолдеров может вступать в конфликт с ответственностью перед другой группой. Такую ситуацию необходимо улаживать, как мне кажется, путем переговоров и обсуждений.

Какие выгоды дает система взаимодействия с заинтересованными сторонами некоммерческим организациям?

Тут все очевидно. Если организация ясно представляет, чего от нее ждут, старается отвечать этим ожиданиям и уравновешивать ожидания разных заинтересованных сторон в отношении ответственности, прозрачности и подотчетности, она будет приобретать больше доверия и поддержки. Ее репутация будет улучшаться и, следовательно, будет расти социальный, нематериальный капитал. А это, в свою очередь, сильно влияет на благосостояние и финансы.

Каким образом нужно выстраивать систему управления ответственностью?

Сложный вопрос. Это отдельный вид деятельности, и поэтому кто-то должен за него отвечать. НКО – это, как правило, маленькие организации, и ожидать, что у них будет свой отдел по социальной ответственности, нельзя. Можно начать с выделения отдельной функции на стратегическом уровне, распределить обязанности, обеспечить процесс идентификации заинтересованных сторон, ведения диалога, выяснения их ожиданий и составления плана. Все это должно быть вписано в обязанности одного или нескольких сотрудников. А руководство должно спрашивать с них отчет за эту деятельность.

Отечественные бизнес-структуры сейчас обеспокоены необходимостью управления корпоративной социальной ответственностью. А насколько НКО готовы выстраивать систему своей ответственности?

НКО в России пока очень мало думают о социальной ответственности. И говорят не столько об ответственности, сколько об отчетности и прозрачности. В настоящее время международная организация по стандартизации ИСО готовит к выпуску стандарт социальной ответственности для любых типов организаций. Он будет определять, что такое ответственность, в чем она выражается и как ее оценить. Новый стандарт должен помочь и нашим НКО. Хотя и в России уже существуют некоторые институты, которые развивают эту тематику и побуждают некоммерческие организации к большей ответственности, прозрачности и отчетности. Например, конкурс годовых отчетов НКО, который проводится Центром развития некоммерческих организаций совместно с Комиссией Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО и Форумом Доноров; или «НКО-координаты» — основные принципы деятельности некоммерческих организаций в России, к которым на данный момент присоединилось уже 220 НКО.

Что мешает нашим НКО активнее участвовать в диалоге об ответственности?

У нас пока в основном говорят об ответственности НКО перед государством. Не так давно были введены новые законодательные поправки, которые значительно ужесточили требования к официальной отчетности перед государственными контролирующими органами. Порой она отнимает у НКО столько сил, что им уже не до другой ответственности. Есть еще и другая проблема: масса организаций находится на грани выживания. Поэтому важно, чтобы эта тема была введена в публичное пространство, чтобы ее начали обсуждать. Тогда волей-неволей даже маленькие организации, у которых нет ресурсов, чтобы системно относиться к своей социальной ответственности, будут об этом помнить. Но, конечно, эта дискуссия станет гораздо более широкой лишь тогда, когда будет полностью урегулирован вопрос объема и степени сложности отчетности НКО перед государственными органами.