Как сделать работу НКО эффективной

Законодательство о НКО необходимо систематизировать, считают юристы третьего сектора

Признавая значимость НКО для развития гражданского общества, государство налаживает эффективный диалог с представителями некоммерческого сектора, считают организаторы конференции «Российское некоммерческое законодательство и международная практика», прошедшей в столице 20-21 апреля. Говоря о механизмах взаимодействия власти и общественных организаций, директор филиала Международного центра некоммерческого права в РФ Дарья Милославская отметила тенденцию привлечения юристов третьего сектора к разработке законодательства, в том числе ФЗ «O порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», Концепции развития благотворительности и добровольчества в России, административных регламентов Минюста РФ, форм отчетности и т.д. Среди приоритетных механизмов участия граждан в деятельности государства организаторы конференции выделили проведение публичных слушаний по вопросам законодательного обеспечения прав и свобод человека (медицинское, пенсионное обеспечение, социальные и другие права) и инициирование общественных экспертиз проектов нормативных актов (в том числе законодательное обеспечение их проведения). Также было предложено систематизировать законодательство о НКО (обеспечить согласованность 11-ти федеральных законов, регламентирующих деятельность третьего сектора, и подзаконных актов; устранить двоякость прочтения отдельных положений законов) с последующим выделением некоммерческого права в отдельную отрасль, а на юридических факультетах российских вузов ввести специализацию «Некоммерческое право».


В пересмотре нуждается и не согласующийся с международной терминологией понятийный аппарат «некоммерческого» права, считают участники конференции. Вместо принятого в большинстве стран термина «неправительственная организация (НПО)» в России используется термин «некоммерческая организация (НКО)» — он расширяет пул рассматриваемых организаций за счет школ, больниц и других государственных учреждений. А некоторые федеральные законы под НКО понимают исключительно государственные корпорации, подчеркнул председатель Комиссии Совета Федерации РФ по вопросам развития институтов гражданского общества Борис Шпигель. Это вводит россиян в заблуждение и усложняет адаптацию международного законодательства к российским реалиям, считает сенатор. В то же время в ряде европейских стран термин «некоммерческая организация» не применяется, подчеркнул президент Конференции международных НПО Жан-Мари Хейдт.


Еще одним направлением оптимизации законодательства, по мнению экспертов, может стать сокращение организационно-правовых форм некоммерческих организаций — сегодня их 27. Имеет смысл оставить «общественные организации», «фонды», «автономные некоммерческие организации» и еще несколько форм, имеющих принципиальные различия, остальные же — избыточны, считает Милославская. Важно обеспечить для НКО плавный переход с одной организационно-правовой форму на другую – это процедура достаточно болезненна, напомнила директор Агентства социальной информации Елена Тополева. В свою очередь юрист Центра развития демократии и прав человека Алла Толмасова наряду с отказом от избыточных форм предложила проанализировать потребность граждан в дополнительных форматах функционирования НКО. «Если организация зарегистрирована как общественная и десятилетиями существует в составе трех человек — в сфере дополнительного образования или работы с детьми — это законно, но не отвечает специфике общественной организации. Такие случаи можно было бы выделить в отдельную группу», — предположила юрист. Законодательно классифицировать организации по целям деятельности (политические, профессиональные (в том числе профсоюзы), взаимопомощи, образования и науки, социального действия и др.) и оформить особенности функционирования каждой группы предложила заместитель директора общественной организации «Поволжье» Валентина Пестрикова. Она также полагает, что в интересах налогообложения следует разделить все НКО на членские и нечленские. «В США пожертвования могут собирать все НПО. Однако организации, работающие в интересах своих членов, платят с них налог, а так называемые организации общественной пользы – нет. В этом суть наличия двух форм налогового режима», — поддержала коллегу доцент юридического факультета Московского государственного университета Елена Абросимова. Подобная практика сложилась в Польше, где закреплено деление НПО на фонды и ассоциации, а также в ряде европейских стран. Вектором совершенствования некоммерческого законодательства в России должна стать лучшая международная практика, в том числе рекомендации о правовом статусе НКО, принятые Комитетом министров Совета Европы в 2007 году, считают участники конференции.