Как сделать работу НКО эффективной

Выдержки из экспертных заключений о законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (изменения в законы «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях»)

Из комментария к законопроекту Международного центра некоммерческого права

Важно, чтобы российское законодательство предусматривало возможность существования ассоциаций и безо всякого уведомления, с меньшей правоспособностью. Запрет на существование таких ассоциаций, безо всякой легализации, будет прямо противоречить международному праву. Ни одна организация и ее учредитель не продекларируют о незаконных целях на стадии регистрации общественного объединения, а на регистратора возлагается обязательство выявлять непродекларированные незаконные цели, что не представляется возможным. Единственным и негативным эффектом от такого расширения полномочий регистратора будет большое количество проблем с регистрацией общественных объединений, причем никак не связанных с незаконной деятельностью последних. Выявлением фактов экстремистской деятельности и незаконной легализации денежных средств должны заниматься правоохранительные органы, а не регистратор.

Из заключения проф. Ольги Зименковой (Независимый экспертно-правовой совет)

Вменение в обязанность иностранным благотворительным организациям преобразовывать свои представительства и отделения в России в общественные организации повлечет за собой полное прекращение деятельности этих организаций, поскольку законодательством иностранных государств не предусмотрено изменение организационно-правовой формы как самих этих организаций, так и их представительств. Уставными документами благотворительных организаций, как правило, не предусматривается создание ими неких общественных организаций (объединений) за границей. Следовательно, представительства в России будут ими закрыты. Вместе с закрытием представительств и отделений прекратится выполнение многочисленных гуманитарных образовательных проектов и программ, осуществляемых в настоящее время по всей территории Российской Федерации. Предусматриваемый проектом тотальный контроль за деятельностью некоммерческих и общественных организаций (см. п. 7 ст. 2, п.8 ст.2, п. 6 ст.3, п.4 ст.3, п.8 ст.3) практически полностью парализует деятельность как иностранных благотворительных организаций на территории РФ, так и российских некоммерческих и общественных организаций. Вмешательство во внутреннюю жизнь и деятельность некоммерческих неправительственных организаций нарушает ст. 20 Всеобщей Декларации прав человека, ст.22 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Декларации о праве на развитие (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 1986 г.).

Из заключения эксперта Игоря Пастухова (Независимый экспертно-правовой совет)

… ключевым вопросом предлагаемых изменений в законодательство является право органа государственной регистрации контролировать расходование средств общественных объединений. Предоставление государственному органу таких прав не соответствует практике реализации концепции реформы органов государственной власти. Единственным органом, получившим в рамках реализации указанной реформы право осуществлять проверки финансово-хозяйственных документов организаций, не находящихся в административном подчинении, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Однако и в этом случае основанием для предоставления службе полномочий в отношении организаций является получение средства федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, использование материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, получение финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Таким образом, предоставление полномочий по проверке финансово-хозяйственной документации организаций, не получающих финансирования или иных преференций от государства, противоречит сложившемуся характеру отношений государства и негосударственных организаций, является покушением на хозяйственную самостоятельность негосударственных организаций. Оно является фактически ограничением права граждан на свободу объединения с другими, предусмотренного частью первой статьи 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с частью второй указанной статьи ограничения могут быть установлены законом только в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. В рассматриваемом законопроекте не содержится никакого обоснования связи предлагаемых новых полномочий государственных органов в отношении объединений граждан с защитой указанных ценностей.

Из заключения проф. Виля Кикотя (Независимый экспертно-правовой совет)

Остается неясным, почему некоммерческие и неправительственные общественные организации научного, художественного, благотворительного, здравоохранительного и т.п. характера подвергаются такой дискриминации по сравнению с подобными зарубежными коммерческими и правительственными организациями?

Из записки о законопроекте эксперта Аллы Толмасовой (Центр развития демократии и прав человека)

Цель законопроекта смутна, механизмы достижения целей неадекватны. Эффект принятия законопроекта будет обратный ожидаемому – произойдет дестабилизация почти всего некоммерческого сектора, которая продлится, по крайней мере, три года. В международном праве есть такое понятие, как реторсии – ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав «родных» юридических лиц. Как мы будем реагировать, если Черноморскому филиалу МГУ в Севастополе будет приказано превратиться в общественную организацию?
Запрет иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не проживают постоянно и на законных основаниях на территории Российской Федерации, быть учредителями общественного объединения, приведет к тому, что на территории России и по российским законам будет невозможно создать ни одного международного общественного объединения. Если, например, граждане Украины, Беларуси и России решат создать международную организацию, то, естественно, что ее учредителями будут граждане всех этих стран, проживающие в этих странах. Регистрироваться им придется в Беларуси или в Украине. Россия не позволит им зарегистрировать штаб-квартиру на своей территории.
Не имеет никакого смысла и не объясняется никакими целями установление особого порядка регистрации для формально выделенной группы некоммерческих организаций. Зачем регистрировать в органах юстиции ассоциацию производителей стирального порошка? Почему садоводческое некоммерческое партнерство будет обязано представлять в Росрегистрацию финансово-хозяйственные документы и отчитываться о своей деятельности, а находящееся за забором садоводческое товарищество будет зарегистрировано в налоговой инспекции и кроме налоговых деклараций никаких ответов представлять не будет?

Из комментария к законопроекту Анастасии Акрамовской, Юлии Чекмаревой (CAF)

Предложенные нововведения не затрагивают статуса некоммерческих организаций, учрежденных государственными и муниципальным органами, то есть положение неправительственных НКО по сравнению с правительственными (и так неравное на настоящий момент) еще более ухудшается.

Из заключения эксперта Льва Левинсона (Институт прав человека, Институт «Общественная экспертиза»)

Тотальный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью общественных объединений противоречит основным началам гражданского законодательства, устанавливающего «недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела» (статья 1 Гражданского кодекса РФ). Действующая редакция Федерального закона «Об общественных объединениях» и так изрядно ограничивает базовый принцип существования общественных объединений – самоуправление. Наделение органа государственной регистрации правом не только контролировать соответствие деятельности общественного объединения уставным целям, но и следить за правильным расходованием общественными объединениями собственных средств окончательно лишает общественные объединения свойственного им статуса самоуправляемых обществ.