Как сделать работу НКО эффективной

Отчетность как механизм повышения прозрачности НКО

Согласно последним тенденциям, в развитых странах все большее признание получают концепции, согласно которым гармоничное (или устойчивое) развитие стран достижимо в том случае, если все сектора (государственный, корпоративный, общественный) проявляют ответственность за последствия своей деятельности, что повышает общий уровень информированности и доверия в обществе. Получившее широкое распространение концепция социальной ответственности бизнеса является проявлением лишь наиболее динамичного процесса в наиболее восприимчивом к инновациям секторе. Государственному и общественному секторам следует догонять. Степень открытости и прозрачности влияет не только на репутацию организации, но и на финансовые показатели.

 

 Два уровня прозрачности и открытости:

 

—          обязательный (знание и исполнение законодательных требований, регламентирующих деятельность организации);

 

—          добровольный (следование этическим кодексам и др., разработанным самими организациями, принципы внутреннего управления, принятая в организации информационная политика и т.д.).

 

Наиболее распространенные методы повышения прозрачности:

 

—          публикация отчетов о деятельности;

 

—          PR-стратегии;

 

—          использование различных форм общения («диалогов») с основными целевыми аудиториями (заинтересованными сторонами).

 

Важность данного инструмента подчеркивается во многих стандартах (наиболее распространенный в этом отношении – стандарт АА1000), кодексах и др., адресованных как коммерческим, так и некоммерческим организациям. Инструмент не является новым. Например, П.Друкер, известный эксперт по развитию НКО, в своих руководствах отмечает необходимость регулярно «изучать потребности целевых аудиторий и включать эти результаты в стратегическое планирование, интегрировать целевые аудитории в планирование программ, развивать измеримые индикаторы успеха и воздействия для каждой организационной цели». Совпадение потребностей заинтересованных сторон и возможностей организации является важным фактором, повышающим доверие к организации.

 

Поддержка постоянно ведущегося диалога с заинтересованными сторонами является также основной целью процесса отчетности. Отчеты сами по себе не представляют существенной ценности, если они не служат информированию заинтересованных сторон или ведению диалога, который впоследствии оказывает влияние на решения и действия как самой организации, так и этих сторон.

 

Основные принципы отчетности (в отношении представляемой в отчетах информации):

 

—          открытость (полное раскрытие процессов, процедур и допущений, лежащих в основе подготовки отчета, является необходимым условием доверия к нему);

 

—          полнота (вся информация, которая является существенной для того, чтобы пользователи могли оценить экономическую, экологическую и социальную результативность организации, должна быть включена в отчет способом, соответствующим заявленным границам, сфере и временным рамкам отчета);

 

—          значимость (значимость — степень важности, присваиваемая каждому аспекту, показателю или фрагменту информации, и определяющая порог, при котором информация становится достаточно значимой для включения в отчет);

 

—          точность (Принцип точности подразумевает, что для сообщаемой информации должны быть достигнуты такая степень точности и такой малый уровень погрешности, чтобы пользователи могли использовать эту информацию для принятия решений с высокой степенью уверенности.);

 

—          сопоставимость (в процессе подготовки ряда отчетов организация должна последовательно подходить к определению их границ и сферы, сообщать о любых изменениях, а также заново формулировать ранее опубликованные сведения);

 

—          объективность (при подготовке отчетов необходимо избегать предвзятости в отборе и представлении информации, а также следует стремиться представить сбалансированную картину результативности организации);

 

—          ясность (организация должна осознавать разнообразные потребности и особенности различных групп заинтересованных сторон и должна публиковать информацию в такой форме, которая доступна максимальному количеству пользователей, в то же время сохраняя приемлемый уровень детальности);

 

—          своевременность (отчеты должны публиковаться с такой периодичностью, которая отвечает потребностям пользователей и согласуется с характером самой информации).

 

Сообщаемые данные и информация должны быть запротоколированы, систематизированы, проанализированы и представлены таким образом, чтобы их достоверность могла быть проверена посредством внутреннего аудита или внешнего процесса подтверждения.

 

Организация, готовящая отчет, должна стремиться включить информацию о своей результативности в более широкий контекст экологических, социальных и других пределов и ограничений, если такой контекст придает сообщаемой информации существенное дополнительное значение