Как сделать работу НКО эффективной

Подотчетность: шаг за шагом

Создание подотчетной организации – это постоянный процесс, уверяют нас западные коллеги, уже давно занимающиеся этой проблемой. Многочисленные и разнообразные подходы и практики в этой области непрерывно обновляются и совершенствуются. Не отставать от «моды» отечественным НКО позволит регулярный обмен опытом и информацией. Например, крупная американская негосударственная коалиция благотворительных организаций, фондов и корпоративных благотворительных программ Independent Sector предлагает всем НКО набор основных шагов по обеспечению прозрачности, подотчетности и добросовестности их деятельности. Выполнение рекомендаций коалиции, по словам авторов, позволит любой некоммерческой организации доказать стейкхолдерам свое стремление соответствовать общественному доверию. По мнению авторов, несмотря на то, что некоторые из перечисленных ниже шагов, как например, заполнение формы 990 Службы по внутреннему налогообложению США, в большей степени относятся к американским организациям, в целом рекомендации могут быть адаптированы к российской действительности и использоваться НКО, действующими на территории нашей страны.

1. Развивайте культуру подотчетности и прозрачности

Для того чтобы правила, стандарты и нормы деятельности в организации были наиболее эффективными, необходимо, чтобы те люди, для которых они были разработаны, осознавали их значимость и полностью принимали их. Обучайте новых сотрудников, волонтеров и членов совета директоров принципам организации; используйте новый опыт и знания для совершенствования норм и стандартов. Распространяйте информацию о существующих в организации нормах поведения через веб-сайт, интранет и другие инструменты внутренней коммуникации.

2. Примите положение о ценностях и этических стандартах

В документе должны быть четко сформулированы ценности организации и этические принципы деятельности, с которыми согласны ее сотрудники, члены совета директоров и волонтеры. Положение о ценностях и этический кодекс – неотъемлемые составляющие подотчетной организации; они должны быть одобрены советом директоров, включены в ознакомительную программу для новых сотрудников и вновь избранных членов совета директоров, а также опубликованы на веб-сайте организации.

3. Примите политику урегулирования конфликтов интересов

Необходимо не только принять, но и обеспечить выполнение политики урегулирования конфликтов интересов, разработанной с учетом индивидуальных потребностей организации и соответствующей законам конкретной страны. Ничто не может подорвать доверие к благотворительной организации сильнее, чем нецелевое расходование средств, не облагаемых налогами. Следование правильно сформированной политике урегулирования конфликтов интересов поможет избежать любых подозрений в адрес менеджеров или совета директоров в том, что они используют средства организации в собственных интересах. Во многих странах урегулирование конфликтов интересов предусмотрено в законодательстве. Любой организации следует обращаться, прежде всего, к законам своего государства и стремиться к тому, чтобы ее политика урегулирования конфликтов интересов им соответствовала.

4. Убедитесь, что члены совета директоров знают о своих обязанностях в сфере финансов и способны выполнять их

Помимо этических обязанностей у совета директоров есть юридические обязанности по обеспечению эффективного использования ресурсов организации на благотворительные цели. Члены совета директоров или соответствующего руководящего комитета должны следить за тем, чтобы все финансовые отчеты были полными и правильными, и утверждать их. Для эффективного осуществления этой функции люди, входящие в состав совета директоров, должны обладать финансовой грамотностью. В противном случае необходимо создать механизм по привлечению независимых финансовых экспертов.

5. Проводите независимые финансовые проверки, в частности, аудиты

Благотворительным организациям необходимо проводить независимые проверки своих финансовых операций, механизмов управления и политик с целью обеспечения надежных мер финансовой безопасности. Благотворительным организациям, которые обязаны подавать в налоговую службу специальный информационный отчет – форму 990 или 990-PF – и имеют ежегодный доход, равный или превышающий 1 млн долларов США, следует проводить аудит своих финансовых отчетов и операций. Все отчеты должны быть доступны общественности. Благотворительным организациям, которые обязаны заполнять форму 990 или 990-PF и имеют ежегодный доход от 250 тыс. до 1 млн долларов США, следует проводить проверку финансовых отчетов силами независимых бухгалтеров. Организациям, чей ежегодный доход ниже 250 тыс. долларов США, следует периодически проводить проверку финансовых отчетов и использовать средства независимой оценки финансовых отчетов и операций.

6. Обеспечьте правильность заполнения форм 990; публикуйте их

Формы 990, 990-EZ и 990-PF Службы по внутреннему налогообложению США – это один из способов раскрытия организацией информации о своих финансах и деятельности перед регулирующими органами и общественностью. Однако этот инструмент будет эффективным только в случае, если представленные в форме данные будут полными, точными и открытыми для публичного доступа. Заполненная форма должна была проверена советом директоров и подписана генеральным или финансовым директором. Заполнение формы в электронном виде на сайте Службы по внутреннему налогообложению поможет улучшить качество и обеспечить своевременность информации о НКО в стране. Также важно не забывать размещать формы на собственном веб-сайте.

7. Будьте прозрачными

Доверие доноров, волонтеров и сотрудников к организации зависит от того, сколько они знают о ней. Использование веб-сайта для публикации документов с информацией о финансовой ситуации, стиле управления, деятельности НКО и ее результатах – простой способ поддержания прозрачности.

8. Сформируйте и поддерживайте политику информирования о фактах ненадлежащего поведения или должностных преступлениях (политику защиты источников информации)

С целью защитить свою репутацию каждой организации необходимо иметь политику и процедуры, поощряющие предоставление достоверной информации о незаконных действиях или нарушениях принятых в организации норм. Тесотрудникииволонтеры, которыеузналиофактененадлежащегоповедения, недолжныбоятьсясообщитьонем. Это не просто рекомендация закон Сарбейнса-Оксли обязывает все объединения, включая некоммерческие организации, защищать источники информации и предусматривает уголовное наказание за действия, направленные против информаторов.

9. Действуйте в соответствии с законодательством

Убедитесь, что члены совета директоров, сотрудники, консультанты и волонтеры ответственно подходят к вопросу соответствия деятельности их организации законодательству. Убедитесь, что деятельность вашей организации в полной мере соответствует действующим в отношении благотворительных организаций законам.

 Полную версию контрольного листа читайте на веб-сайте организации: www.IndependentSector.org

 

 © CopyrightIndependentSectorJune 2005