Как сделать работу НКО эффективной

Мониторинг сайтов НКО: «за» и «против»

Эксперт
Виктория Подольская

Летом  этого года в интернет-пространстве и на очных встречах активно обсуждался  проект  мониторинга сайтов некоммерческих организаций, предложенный  Институтом развития свободы информации (ИРСИ) и поддержанный некоммерческой компанией Evolution & Philanthropy.

Идея мониторинга и рейтингования сайтов, в том числе и сайтов НКО, не новая и, вероятно, полезная. Но сегодня в российском некоммерческом секторе она вызывает неоднозначную реакцию. Попробуем разобраться в точках зрения, плюсах и минусах этой идеи.

НКО и Интернет

Сегодня Интернет довольно популярен в России. По сведениям экспертов исследовательской группы TNS, в 2010 году Интернетом пользовались 59% россиян. И численность интернет-пользователей постоянно растет. При этом НКО не слишком активно используют этот ресурс. По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 44% обследованных НКО не имеют  представительства в Интернете. Среди остальных НКО собственный сайт есть только у 33% организаций.

По мнению Института развития свободы информации, слабая представленность НКО в интернет-пространстве и отсутствие актуальной информации о деятельности НКО в свободном доступе способствуют тому, что конечная аудитория – граждане –  сегодня либо не знают о существовании некоммерческих организаций, либо не представляют, чем они занимаются, либо не доверяют им.

И хотя собственные сайты все же есть у существенной части НКО, по мнению ИРСИ, они часто не удовлетворяют растущие потребности заинтересованных сторон в информации об организации. Чтобы помочь НКО  исправить подобные недостатки, ИРСИ предлагает провести мониторинг сайтов НКО и их рейтингование.

Сайты НКО: изучить и оценить

Мониторинг сайтов НКО поможет оценить текущее состояние присутствия некоммерческих организаций в глобальном информационном пространстве,  выработать рекомендации по увеличению уровня открытости сайтов НКО.

ИРСИ предлагает проводить исследование некоммерческих организаций методами контент-анализа и ранжирования.

Содержание сайтов НКО будет проанализировано на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, международному опыту в сфере доступа к информации, а также требованиям, предъявляемым сообществом квалифицированных экспертов. При этом оценка сайта будет складываться из степени соответствия его содержания параметрам мониторинга и соответствия информации, размещенной на сайте НКО, базовым критериям: наличие, полнота, актуальность и доступность информации. Параметры мониторинга сайтов НКО делятся на две категории: содержательные (адрес организации и номер телефона; наличие годового отчета и пр.) и технологические (карта сайта, наличие подписки на новости и др.). Исследователи планируют опираться на международный опыт, релевантные нормы законодательства и мнения экспертов.

До подведения итогов мониторинга НКО получат дополнительную возможность увеличить свою информационную открытость в краткие сроки, что позволит им  повысить свою оценку и положение в рейтинге. По результатам проведенного исследования будет  составлен общий рейтинг информационной открытости сайтов, позволяющий оценить общую и локальную открытость некоммерческих организаций в России.

Что может дать мониторинг сайтов НКО?

Аргументы «за»

По мнению разработчиков методики мониторинга сайтов НКО, он позволит определить текущий уровень информационной открытости в деятельности некоммерческих организаций, стимулировать некоммерческие организации повысить свой уровень открытости, привлечь внимание к вопросам открытости деятельности НКО и иных публичных институтов.

Мониторинг, проводимый на регулярной основе, обеспечит: постоянное развитие виртуальных представительств НКО; внедрение IT-технологий в деятельность НКО; появление элемента состязательности некоммерческих организаций в Интернете.

Публикация в открытом доступе финансовой отчетности развеет сомнения  в финансовой чистоплотности организации, позволит привлечь внимание к проектам НКО глобальной аудитории интернет-пространства, в частности, молодежи.

Результаты исследования будут полезны для НКО различной направленности и могут быть использованы как методическое пособие по развитию собственных интернет-представительств в сети Интернет.

Исследование даст возможность некоммерческим организациям увидеть недочеты, допущенные ими при создании и ведении своих официальных сайтов, в результате сайты и информация о деятельности НКО станут более открытыми для общества.

С увеличением уровня информационной открытости некоммерческих организаций будет увеличиваться уровень доверия и уважения к ним со стороны граждан и органов власти.

Аргументы «против»

В настоящее время большинство представителей некоммерческого сектора, которые так или иначе высказали свою точку зрения по поводу идеи рейтингования сайтов российских НКО (на интернет-форумах, круглых столах и в дискуссиях), относятся к ней  скептически или довольно отрицательно. Они считают, что у НКО нет ни материальных, ни технических, ни человеческих ресурсов, которые требуются для создания «идеального сайта» по представленной методике.

Кроме того,  у НКО нет обязанности раскрытия информации, как у коммерческих компаний  или органов власти.

Некоммерческий сектор объединяет слишком разные организации (благотворительные фонды, правозащитные организации, общества любителей чего-либо и пр.), чтобы их можно было бы «измерить одной линейкой».

Рейтинг сайтов не даст картину подлинной прозрачности и открытости сектора, так как часто эффективно действующие организации не имеют «крутых» сайтов, а у мошенников как раз с сайтами все в порядке.

Размещение достаточно подробной информации на сайте организации может быть не безопасно – например для правозащитных организаций.

Для того чтобы мог отвечать всем требованиям открытости и прозрачности, НКО придется перегрузить свой сайт лишней информацией, что скажется на его эффективности как инструмента взаимодействия с аудиторией.

Далеко не все НКО вообще нуждаются в наличии сайта. Есть небольшие организации, которым удобно взаимодействовать со своей целевой аудиторией другими средствами – по телефону, электронной почте и пр. Но это вовсе не значит, что они не открытые и не прозрачные.

Предложенная методика мониторинга сайтов НКО не адаптирована для третьего сектора.

И главное опасение НКО: не будет ли от такого проекта больше вреда для сектора, чем пользы?

Вместо заключения

Идея исследования сайтов НКО и содействия росту их эффективности, повышению открытости и прозрачности третьего сектора, а следовательно, росту его репутации, сама по себе довольно привлекательна и вроде бы должна быть поддержана некоммерческими организациями. Почему же сейчас этого не происходит?

Думаю, здесь можно выделить несколько основных причин:

  • организации не понимают, как мониторинг сайтов поможет им в их деятельности;
  • на данный момент сектор не имеет достаточного количества сайтов, отвечающих высоким требованиям экспертов, поэтому НКО в этой инициативе видят скорее претензии и ожидания, которые они не смогут оправдать;
  • третий сектор не доверяет сторонним экспертам;
  • процедура и критерии оценки, предложенные авторами проекта, воспринимаются НКО как  неадекватные, неадаптированные для третьего сектора и поэтому не приняты ими.

Полагаю, что в ближайшем будущем идея мониторинга сайтов НКО еще будет активно обсуждаться на разных площадках. Вполне возможно, что некоммерческие организации и авторы проекта все же придут к общему видению того, как данный инструмент можно использовать на благо  развития российских некоммерческих организаций.

С материалами по проекту можно ознакомиться здесь.